12+

О «самом интересном в истории живописи» рассказала будущим дизайнерам художник Ираида Копьева

В арт-пространстве FABRICA прошла встреча студентов с Ираидой Копьевой, супругой художника Михаила Копьева. Учащиеся Губернаторского колледжа народных промыслов и Вологодского колледжа технологий и дизайна посмотрели мультимедийную выставку «Спеши увидеть мир» и пообщались с Ираидой Валентиновной.

Фильм о творчестве Михаила Копьева состоит из трех частей: первая глава посвящена акварелям, во второй повествуется о Копьёве-графике, в третьей части нашли отражение главные образы живописи автора. Будущие дизайнеры отметили – фильм дает возможность увидеть все грани мастерства художника, а некоторым особенно понравился момент, когда рука Копьева сама создаёт рисунок.

Ираида Копьева родилась в Саратове, училась в московском ГИТИСе, работала художником-исполнителем в Уфимском государственном кукольном театре и в 1986 году с мужем переехала в Вологду по приглашению режиссера ТЮЗа Валерия Баронова. «В 1990-е художественная жизнь в Вологде была бурная, может быть, такая же, как в Москве. Сейчас для молодежи это, наверное, обычное явление, но для нас, людей, выросших при советском строе, это было непривычным, – вспоминает Ираида Валентиновна. – Вологда дала Копьёву спокойно творить, будучи самодостаточным. Он сюда приехал за тишиной, и он её здесь нашёл». Тридцать лет Копьевы работали именно здесь. В 2017 году Михаил Васильевич скончался, однако картины оставляют художника вечно живым.

«Люди, которые занимаются дизайном в пространстве города, во многом отталкиваются от природы», – напомнила студентам Ираида Копьева, рассказывая о том, как ее муж любил работать с натуры. Преподаватель ВоГТУ Михаил Копьев много общался на эту тему со студентами-архитекторами. «В природе есть всё – подсказки для творчества лежат на поверхности».

Ираида Копьева сама художник, и тем интереснее студентам было услышать ее взгляд на некоторые картины мужа. Однако большинство «почему» Ираида Валентиновна прокомментировала так: «Не всякая картина нарисована для того, чтобы ее можно было объяснить, скорее, мы должны основываться на своих ощущениях. У Копьева есть несколько тем, и одна из них – ощущение зыбкости пространства, в котором мы находимся». Насчет пространства: творческий метод Михаила Копьева искусствовед Михаил Соколов определил как магический реализм. «Это тема для отдельного разговора, но, если коротко, магический реализм – это когда мы в реальном пространстве видим микродетали, которые как бы переносят нас в другое пространство. Нарисовано всё реалистично, тем не менее, создается эффект магии другого измерения. Уход из одного пространства в другое – это самое интересное, что мы можем наблюдать в истории живописи», – считает Ираида Валентиновна. Студентам она посоветовала в своих работах уводить зрителя от линейно-бытового мышления, сбивать их отдельными деталями, которые позволят мыслить более абстрактно и структурно. Примером того, как это сделать, может стать картина Копьева «Упавшее перо» – кстати, в фильме она «достроена» – показан момент до и после падения пера.

«Я люблю детей, стариков, облака, ну и, конечно, я «звериный» художник. На самом деле меня привлекает очень разное, но только тогда, когда в единичном ощущаешь дыхание вечности», – говорил Михаил Копьев. Откуда взялась «облачная тема», Ираида Васильевна точно не знает, но вскидывает брови и спрашивает: разве вам самим не хочется хотя бы сфотографировать облака? «Летом в Вологде очень много воздуха, и такое небо, как здесь, надо поискать. В Ярославль приезжаете, и там уже нет этих огромных кучевых облаков, нет чистоты заката. Про Мишу могу сказать – когда картин с облаками у него уже было много, то я порой слышала, как люди поднимали голову и говорили: “О, смотри, по небу копьевские облака идут”».

Посетить выставку «Спеши увидеть мир», посвященную Михаилу Копьеву, можно совершенно бесплатно во вторник и воскресенье с 13:00 до 18:00, в четверг с 15:00 до 20:00.

Юлия Шутова