12+

Премьера «Колымского дневника» состоялась на камерной сцене Вологодского драматического театра

Это моноспектакль актера Евгения Галанцева, поставленный вместе с режиссером Сергеем Закутиным. В театре приветствуется самостоятельная работа актеров: они могут выбрать материал для собственной постановки. Евгений планировал показать эту свою работу на сцене Вологодского дома актера, которая многие годы служит площадкой для театральных экспериментов, однако художественный руководитель драматического театра Алексей Ожогин рекомендовал эту работу для камерной сцены театра. По признанию актера, глубокий интерес к творчеству Шаламова появился у него в процессе погружения в материал. «Сначала я мыслил стереотипами, Колыма была для меня воплощением зоны, лагерных порядков, – рассказывает Евгений Галанцев, – но чем больше я вчитывался, тем яснее понимал, что «Колымские рассказы» – это больше, чем «лагерная проза». Это рассказ о человеке, который не просто выживает в страшных условиях лагеря, но остается верен себе».

Материал для постановки – рассказы и стихи Шаламова – актер отбирал самостоятельно, он же написал инсценировку. Для этого нужно было выбрать наиболее выразительные фрагменты рассказов, собрать их воедино и выстроить сквозную линию действия. Смысловым лейтмотивом спектакля для него стала известная фраза Шаламова о неслучайности арестов: «С первой тюремной минуты мне было ясно, что никаких ошибок в арестах нет, что идет планомерное истребление целой «социальной» группы — всех, кто запомнил из русской истории последних лет не то, что в ней следовало запомнить». Режиссер Сергей Закутин отметил, что премьера спектакля состоится ровно через 80 лет после того, как Варлам Шаламов был впервые арестован – 19 февраля 1929 года: «Но это ни в коем случае не спектакль к дате – мы просто отдаем дань уважения человеку, который своей жизнью доказал, что творчество возможно даже в условиях несвободы».

Впечатление «несвободы» подчеркнуто сценическим оформлением спектакля. Грубо сколоченные деревянные настилы и кóзлы актер по ходу действия переставляет с места на место, сооружая из них то нары, то стены лагерного барака, то лес, в котором работают заключенные. Это создает почти физическое ощущение нечеловечески тяжелого – и во многом бессмысленного – труда, который превращен в наказание, калечащее и тело, и душу. А на дощатой стене, будто бы ободранной, – контуры карты СССР, обведенные колючей проволокой. По мнению Валерия Есипова, известного исследователя жизни и творчества Шаламова, такое политическое обобщение не актуально по отношению к Шаламову, который говорил не столько о политике, сколько о человеке в нечеловеческих условиях. Евгений Галанцев признается, что, начиная работать над этим спектаклем, он не думал о политике – его интересовало то, что происходит с личностью в ситуации, когда личность подавляется. Но Шаламов смотрит на происходящее именно как политзаключенный, и он выступает против этого порядка. Многие герои его рассказов, образы которых созданы в спектакле, готовы по-своему противостоять той жестокой действительности, в которой они оказались. Среди них есть образы по-настоящему светлые, которые внушают веру в силу человеческого духа.

Премьера моноспектакля «Колымский дневник» состоится 19 и 21 февраля на камерной сцене Вологодского драматического театра.

Светлана Гришина