12+

Фестиваль «ВОТ» закончился – интрига осталась

Первое крупное событие Года театра в Вологодской области – фестиваль премьер вологодских театров «ВОТ» (Вологодский Областной Театральный) – завершился итоговой конференцией. Члены жюри, посмотревшие за неделю 14 спектаклей, рассуждали о вологодских театрах в контексте современного российского театрального процесса. Свои мысли высказали председатель жюри Ольга Глазунова (Москва), театральный критик, заведующая кабинетом театров для детей и театров кукол Союза театральных деятелей России, и члены жюри фестиваля, театроведы и театральные критики Анна Некрылова (Санкт-Петербург), Татьяна Тихоновец (Пермь), Павел Руднев (Москва) и Ирина Азеева (Ярославль). Хотя самое интригующее осталось «на потом» (собственно итоги фестиваля будут объявлены в Международный день театра, 27 марта), выступления вызвали большой интерес у собравшихся в зале Дома актера – актеров и режиссеров вологодских театров и студентов актерского отделения Вологодского областного колледжа искусств. Проблемы, стоящие перед вологодскими театрами, – это во многом общие проблемы всего российского театрального сообщества, и объявленный в стране Год театра – хороший повод обсуждать их и искать пути их решения. На это будут направлены многие проекты, которые предстоит реализовать в этом году, например, региональные форумы в восьми регионах страны «Российский театр – ХХI век. Новый взгляд» – в Вологде такой форум пройдет с 30 июня по 4 июля.

Ирина Азеева считает Вологду одним из уникальных театральных городов России: это не город, где много театров, а город, в котором есть общее театральное пространство. У нас, по ее мнению, одни из лучших в стране ТЮЗ, камерный театр и театр кукол. Театр для детей и молодежи и «Теремок» два сезона подряд были представлены на Волковском театральном фестивале в Ярославле – это знак всероссийского признания. У Вологодского драматического театра, уверена Ирина Азеева, перспективное будущее. Уникальное пространство Дома актера становится площадкой для экспериментов. В Вологде есть возможность обучаться по специальности «актерское искусство», то есть на месте выращивать кадры. Несомненным достоинством вологодского театрального процесса Ирина Азеева считает успешное балансирование между традиционным театром и театральным радикализмом.

Павел Руднев подчеркнул, что ни в одном из театров нет недостатка талантливых артистов. Однако премьеры прошлого года известного критика ничем не удивили: «Я увидел несколько сильных и ярких спектаклей, но я и так знал, что в Вологде работают Борис Гранатов и Яков Рубин, и ничего нового не приобрел на фестивале. Не развивается экспериментальное направление – мне кажется, это проблема. Нет вербатима, видеоарта, сочинительского театра, нет попыток выйти за пределы сцены. Не увидел я и ни одной новой формы маркетинга, воздействия на зрителя». Фестиваль показал также, что театры мало работают с современной драматургией, однако есть интересные молодые режиссеры.

Татьяна Тихоновец отметила, что в театре сегодня мало внимания уделяется речевой культуре – это проблема всех российских театров. Возможно, причина в том, что техникой речи сейчас почти перестали заниматься в театральных вузах. Но театр сейчас быстро меняется и многого требует от артиста: он должен уметь буквально всё. Сегодня востребован думающий, интеллектуальный актер. А для совершенствования актерского мастерства необходимо проводить театральные лаборатории (кстати, в Вологде в этом году пройдет три лаборатории молодой режиссуры и драматургии).

Анна Некрылова, говоря о современном театре кукол, посетовала, что сегодня мало хорошей кукольной драматургии: авторы плохо знают детского зрителя, не учитывают особенности разных систем кукловождения – например, что хорошо для тростевой куклы, не подходит для марионетки. Вместе с тем театр кукол сейчас чрезвычайно разнообразен и часто становится полем для экспериментов. Театр кукол «Теремок» успешно освоил такие жанры, как кукольная опера и бэби-театр. Проблему вологодских театров Анна Некрылова видит в том, что у нас мало спектаклей для подростков.

Среди спектаклей фестивальной программы критики отметили спектакль Театра для детей и молодежи «Сирано де Бержерак» как современный по способу актерского существования, спектакли Камерного драматического театра – интеллектуальные монодрамы «Полет над гнездом кукушки» и «Такие дела», спектакль Череповецкого камерного театра «Питер Пэн» как удачный опыт молодого режиссера. Характерная для современного театра тенденция «мигрировать на территорию шоу», по мнению критиков, прослеживается в спектакле Вологодского драмтеатра «Зойкина квартира» и в спектакле Театра для детей и молодежи «Двенадцать стульев». Подводя итог выступлениям, председатель жюри фестиваля Ольга Глазунова подчеркнула: «В театре сегодня не хватает молодой режиссуры, свежей крови. Не будет молодых – не будет новых форм, не будет новой драматургии – не будет современных спектаклей. Нужны театральные лаборатории, нужно искать контакты с новыми авторами, не замыкаясь в узком круге известных произведений».

Светлана Гришина