12+

Образ человека, мечтающего об идеальном мире: спектакль «Маугли» покажет театр «Теремок»

Настоящие джунгли «выросли» на сцене театра кукол «Теремок» – здесь полным ходом идет подготовка к премьерному показу спектакля «Маугли». Юные зрители увидят его уже завтра, 28 февраля.

Спектакль по мотивам «Книги джунглей» Редьярда Киплинга в Вологде ставит молодой режиссер из Санкт-Петербурга Никита Шмитько. Вместе с ним над постановкой работала творческая команда из разных городов: художник Александра Громова из Москвы, хореограф Анатолий Дурницын из Нижнего Тагила, композитор Александр Сидорцев из Владимира, видеограф Дмитрий Пристай из Челябинска.

Постановки «Теремка» отличаются новаторскими идеями – этот спектакль практически полностью построен на игре теней. Необычное сценическое решение вовсе не делает его статичным, наоборот, спектакль динамичен благодаря игре света, музыке, танцам, переодеваниям, переходам от большого экрана к маленьким. Для того, чтобы лучше войти в роль, артисты «Теремка» перед каждой репетицией занимаются йогой. В спектакле занята большая часть труппы: Дмитрий Акишин, Виталий Витол, Андрей Васильев, Ольга Ледкова, Анна Насонова, Валентин Овсянников, Наталия Савенкова, Алексей Семенов и Ангелина Фатеева.

«Я видел много версий спектакля про Маугли, но меня не устраивал кукольный вариант, потому что это серьезная, философская история, а кукла не передает полностью глубину литературного текста, – рассказывает о создании спектакля Никита Шмитько. – Когда стали обсуждать постановку с художницей, то нашли оптимальное решение – театр теней. В Индии, где и происходит действие, это направление в искусстве было распространенным. Нам показалось, что театр теней будет уместен для нашей сказки – он не снизит градус восприятия и в то же время позволит нам фантазировать». Сама история, описанная в «Книге джунглей», достаточно жестокая – там много убийств, идет борьба за выживание, но создателям спектакля хотелось оставить как можно больше литературного материала, чтобы передать уникальный стиль автора. Театр теней сглаживает явную жестокость. Так как история достаточно продолжительная, и нужно удержать внимание зрителя, создатели спектакля используют не одну плоскость (как в традиционном индийском театре теней), а дают героям возможность перемещаться в пространстве, появляться то на большом экране, то в проекции на бубнах, то на горизонтальных экранах, используют анимацию.

Для режиссера главный герой – это собирательный образ человека, мечтающего об идеальном мире. Сюжет истории переплетается с библейскими мотивами о райской жизни. Когда-то в джунглях царил мир, звери и люди были единым народом, но как только тигр убил человека, и все почувствовали запах первой крови, в джунглях поселился страх. Так одна большая семья распалась. Но с появлением Маугли все меняется. Человеческий детеныш, воспитанный в стае волков, не принадлежит ни одному из этих миров, он везде обманут, он усвоил для себя: ничьим законам нельзя верить. Среди зверей он чужой, и среди людей, которые поначалу принимают его, а затем обвиняют в колдовстве, ему тоже нет места. Единственный выход – создать новый идеальный мир, причем не только для себя, а для всех.

Эту непростую историю и попытался интерпретировать Никита Шмитько с помощью театра теней, который открывает массу возможностей. Плоские теневые фигуры меняют размер или ракурс, а поле действия расширяется за счет самих актеров, которые выходят на первый план в роли рассказчиков или участников самого театра теней. Красок восприятию добавляют масштабные по своему размеру куклы: Слон, Каа, Кобра (хранительница сокровищ). Колорит Индии в этом спектакле подчеркивается не только сюжетом, сценографией, но и музыкальным оформлением. Музыка к спектаклю создавалась с применением современных компьютерных технологий. Выбор инструментов обусловлен географией истории, которая оживает на сцене. Индийские ударные инструменты, ситары, использование тибетских мантр делают музыку соответствующей стилистике постановки. Актеры также получили новый опыт – им нужно было освоить партии на аутентичных инструментах (перкуссия). Живая музыка придает спектаклю особый колорит, отправляя зрителя в необычное путешествие по индийским джунглям. «При написании музыки к театральной постановке я всё чаще придерживаюсь так называемого кинематографического принципа, – признается Александр Сидорцев, – когда музыка не представляет собой набор вставных номеров, а является цельным саундтреком, и музыкальный ряд становится полноправной частью театрального действия».

Спектакль адресован детям школьного возраста. Режиссер хотел бы, чтобы он остался для них не просто просмотренной историей, а стал темой для дальнейшего разговора со взрослыми. «Театр не дает готовых решений, он создан, чтобы поставить перед зрителем вопрос, – считает Никита Шмитько. – А дальше уже начинается мыслительная работа, зритель сам принимает решение, на чьей стороне он, так он поступил бы или иначе. Театр призван бередить душу зрителя, предоставляя ему тему для размышления».

Окунуться в экзотику индийских джунглей в «Теремке» на спектакле «Маугли» вологжан приглашают 28 февраля, 1, 2, 20 – 22 марта. 6+

Ирина Сорокина