12+

Аренда «семейного комплекта в рабочем состоянии»: в драмтеатре прошла премьера спектакля «Месье Амилькар»

Вологодский драматический театр в минувшие выходные представил на суд зрителей премьеру новой комедии «Месье Амилькар, или Человек, который платит» по пьесе французского драматурга Ива Жамиака. Спектакль стал второй режиссерской работой Алексея Ожогина в качестве художественного руководителя театра. И вновь, как и в «Зойкиной квартире», в центре внимания – тема прихотливости человеческих отношений и размышление на тему – всё ли в этой жизни покупается и продается?

Главный герой Александр Амилькар потерпел жизненное фиаско на всех межличностных фронтах: «Я рогоносец. Рогоносец в любви, рогоносец в дружбе, рогоносец вообще», – заявляет он. Из этой ситуации можно найти разные выходы: впадать в депрессию, уходить с головой в работу или заполнять образовавшиеся лакуны новыми людьми. Но весьма обеспеченный Амилькар находит иной, совершенно парадоксальный способ: он решает купить те чувства, в которых жизнь ему отказала.

Так в его доме появляются случайно встреченные им безработный художник, отчаянно штурмующий биржи по найму, девица легкого поведения, продающая газеты на улице, и невостребованная актриса, сыгравшая свой последний спектакль и не решившая, что делать дальше. Пригласив их к себе, Амилькар предлагает им странный контракт: они должны будут за деньги изображать близких ему людей – любящую жену, дочь и преданного друга. Представления будут даваться ежедневно с шести вечера до девяти утра и круглосуточно в выходные и праздники: «Как в театре, где я покупаю себе место! Устроившись как можно удобнее в своем кресле, я с удовольствием наблюдаю за обманом, который сам себе покупаю! Сегодня я решил купить себе театральное кресло в жизни», – говорит Амилькар.

Не без колебаний трое подневольных актеров решают согласиться и принимают условия игры. В доме Амилькара начинается ежедневный спектакль с триединством режиссера, продюсера и зрителя. Причем зрителя требовательного – заказчик не согласен на формальный подход к делу и устраивает настоящие истерики, если его новая «семья» не обеспечивает должной меры участия и заинтересованности в их общей жизни. При этом он хочет быть уверен, что чувства эти – лишь плод навязанной им игры, просто игра должна быть столь достоверной, чтобы он сам и все остальные участники в нее поверили. Одной из самых сильных сцен спектакля, которая многое объясняет в мотивах поступков самого героя, становится его первое объяснение с «женой» Элеонорой, встретившей его после работы театрально-шаблонными фразами. «Послушайте, великая актриса! Вам ведь случалось, как бы это выразить....переживать нечто другое, чем любовь, которая кончается сразу, как опускается занавес?... Сегодня вечером ОН должен прийти... Что ж! Это не событие, земля будет вращаться как обычно, и вы вместе с ней... просто вы знаете, что сегодня вечером ОН должен прийти!», – и дальше Амилькар несколькими точными фразами набрасывает ворох мыслей и чувств, которые роятся в голове у женщины, ожидающей любимого мужа: оплатить квитанции, надеть платье, которое он любит, побывать на вернисаже картин Дюпона, забрать волосы вверх, забежать на пять минут к тете Маргарите, чтобы получить порцию нотаций на полгода вперед, позвонить слесарю, чтобы пришел починить кран…

Актерский состав спектакля невелик – всего шесть человек, но каждый стопроцентно «попал» в свою роль: Максим Юлин вжился в образ циничного тирана и кукловода Амилькара, Диана Кононенко – в разбитную девицу непонятного рода занятий, Олег Емельянов – в нелепого и смешного страдающего изжогой «друга», согласившегося отзываться на другое имя, а впоследствии оказавшегося гениальным художником. Заслуженная артистка России Наталья Воробьева даже в небольшой роли тёщи-самозванки послужила настоящим украшением спектакля, как и Дмитрий Бычков, представивший эволюцию от не умеющего связать двух слов байкера до романтичного начитанного юноши, отвергающего плотскую любовь. Одну из самых ярких работ в спектакле продемонстрировала Наталья Ситникова, исполнившая роль не слишком одаренной актрисы, получившей шанс сыграть самую важную для женщины роль – роль жены и матери.

Постепенно актеры поневоле все более вживаются в предложенные им обстоятельства и начинают жить жизнью своих вымышленных персонажей. В сущности, они обретают то, чего не было и у них самих – полноценную семью с ее плюсами и минусами, с необходимостью считаться с мнением всех ее членов. То, как внутренне меняются герои, в спектакле обыгрывается и внешне. Женщины снимают нелепые парики, в которых нанимались на странную «работу», меняются их наряды, меняется музыкальная тема – динамичный саундтрек, под который главный герой предстает неким демиургом-кукловодом, управляющим послушными куклами-роботами, сменяется лиричным вальсом. Человеческие чувства перемалывают рационально-циничные «договорные» отношения. Или это только так кажется?..

Елена Легчанова