В Музее-квартире Василия Белова состоялась лекция историка и писателя Николая Смирнова, посвященная опыту художественного осмысления исторически и философски значимого периода – VI века до нашей эры – на материале романа «Сказание об Иргень», написанного в соавторстве с женой Ольгой Ереминой.

Объясняя причину обращения к этому временному отрезку, Николай Смирнов отметил, что знание истории помогает объяснить отношения, которые происходят здесь и сейчас: «Человек – это одно из известных нам существ, которое раздвигает сиюминутность, сиюсекундность, которое способно накапливать и перерабатывать историческую память. Я подчеркиваю – память! – и свою личную, и семейную, родовую, и временную этническую…

История – самая главная и практичная из всех наук, поскольку мы с ней имеем дело ежесекундно. Мы ежесекундно что-то вспоминаем, стараемся постоянно заглянуть в будущее. Видя прошлое и пытаясь его осмыслить, мы пытаемся предвосхитить будущее.

История, не имеющая к нам отношения здесь и сейчас, никакая не история, а просто «что? где? когда?» – на любителя, банальная эрудиция. Мы хотим целостно воспринимать и мир, и себя, и людей…»

Николай Смирнов – автор не просто романа-путешествия героев по Ойкумене (в древности – освоенная человечеством часть мира), а «романа-путешествия мысли», сформировавшей великие философские и религиозные учения периода Осевого времени – момента перехода от мифологического мировоззрения к рациональному.

Николай Смирнов: «“Миф – это то, чего никогда не было, никогда не будет, но есть всегда”, – говорил Саллюстий. Миф заключен в нас. Тогда, в шестом веке, люди начали понимать, что боги суть метафоры. Но понимать это начали не сразу. Начали понимать это сначала единицы. Связано это с большим кризисом, которое называется в истории «Осевое время». Сто лет назад Карл Ясперс ввел это понятие. Он очень удачно назвал 7-4 века Осевым временем. Особенно в этом периоде выделяется 6 век до н.э., когда происходит переход от бронзового века к железному, и резко нарушается техно-гуманитарный баланс…

Человек тогда был либо слугой фатума, рока, пешкой на шахматной доске, либо начинал задавать вопросы, анализировать… Имена людей, которые начали рефлексировать, осознавать историю, всё мироздание, известны, более того, имена эти почитаемы многими людьми: Пифагор, Фалес Милетский, Гераклит, Анаксимен (это все VI век до нашей эры!), Махавира, Гаутама (Будда), Конфуций, Лао-Цзы. Мы видим такое разнообразие мыслителей в шестом веке, которых не было до того и не будет после в таком количестве. На этот момент обращал внимание не только Ясперс. Вернадский писал про духовный кризис и перелом VI века до н.э., Шпенглер… Только XX век знает такую же гирлянду предельно выдающихся умов, которые сыграли важную роль в переосмыслении путей человечества».

В новом романе речь идет не только о странствиях как таковых, речь о том, как осознать себя, как найти смысл собственного существования. Через героев исторического «сказания», по мысли авторов, читатель сможет увидеть разные пути «переформатирования» своей жизни, преодоления судьбы: «Мы погружены в мир, но мир не гербарий. Всё течёт – всё меняется. Но при этом мир имеет и определенные константы. И человек, как микрокосм, имеет все возможности и самую насущную необходимость резонировать с этим миром, созвучать, смиряться (то есть быть с миром в определенном единстве). Вот этому учили те замечательные исторические персонажи, о которых мы писали, внеисторические (Иргень, Таршиш, Филократ), которых мы создали силой своего воображения. Они этому учились не в ашрамах, а в жизни, что важно! Потому что только пропущенное через свою судьбу познание имеет какой-то смысл, иначе это просто отвлеченная информация».

Презентации «сказания» прошли уже в нескольких городах России: Москве, Саратове, Иванове, Кирове, Вологде. Исторический роман вместе с авторами продолжает путь в мир, который должен научиться «уметь читать знаки, начертанные на страницах прошлого, чтобы освободиться от роковой черты между прошлым и будущим и, как матери рабств, глупой верёвки между – богами – и людьми» (Из эпиграфа к роману; Велимир Хлебников, «Доски судьбы»).

Теги: Николай Смирнов, музей-квартира Василия Белова
Эльвира Трикоз, Музей-квартира В. Белова

Новости по теме