Историко-документальная выставка «Театральные зарисовки», посвященная Году театра, открылась в читальном зале Государственного архива Вологодской области. Из сотен архивных дел, посвященных театру, архивисты отобрали несколько десятков самых интересных документов, рассказывающих о внесценической деятельности вологодских театров – областного драматического, театра юного зрителя и театра кукол «Теремок» – в советский период. «Мы старались показать то, что в театре скрыто от глаз, – объяснила идею выставки ее куратор, старший научный сотрудник архива Анна Першина. – Что происходило не на сцене, а за ее пределами».

«Театр начинается не только с вешалки, но и с той работы, которая ведется вне сцены. И эта работа в жизни театра важна не меньше, чем то, за чем зритель приходит в театр. На нашей выставке мы попытались приподнять завесу – что же там творилось, какая работа велась, что называется, «за кадром» в вологодских театрах в советское время», – рассказал заместитель директора Госархива Вологодской области Илья Кузнецов.

Подготовка театральных постановок, проблемы, с которыми сталкивался театр, гастроли, политработа, создание декораций и костюмов, отзывы зрителей – создатели выставки попытались выбирать документы не стандартные, рисующие дух эпохи, раскрывающие театральную жизнь с неожиданной порой стороны.

В советское время возможностей увидеть репертуары театров Вологды в самых отдаленных уголках области было гораздо больше, чем сейчас. Вологодские театры так и называли: театры на колесах. Куда только ни забрасывала гастрольная жизнь: выезжали в колхозы и совхозы, на лесосеки, на лесные делянки, в детские дома и школы, пионерские лагеря, рабочие поселки. Условия гастролей были далеки от идеальных – актерам часто приходилось ночевать в автобусах, в домах местных жителей, летом – на сеновалах. Иногда до зрителей приходилось проходить большое расстояние пешком, по буреломам, через делянки. При этом актеры несли на себе и костюмы, и реквизит. И тем не менее, судя по документам, представленным на выставке, выступления проходили на «ура». Репертуар подбирали под зрителя: из программы худ. бригады Гортеатра по обслуживанию сплавщиков и сплавсостава видно, что хитами 1930-х годов были мелодекламация «Гармонь», частушки-лубок и антирелигиозные частушки.

До 1930-х годов главный театр Вологды – городской театр (преемником которого является Вологодский драматический театр) – располагался в деревянном здании в начале нынешней улице Зосимовской, напротив современного Кировского сквера. В 1932 году здание театра сгорело – вместе с ним сгорели декорации, реквизит и большая часть костюмов. Второй крупный финансовый ущерб театр претерпел в начале войны. В середине июня 1941 года Вологодский областной драматический театр выехал на долгосрочные гастроли в Псков. Через несколько дней после начала войны приграничный Псков стали бомбить. Вологодская труппа сумела эвакуироваться, но из 12-ти вагонов с реквизитом, костюмами и декорациями обратно в Вологду вернулся только один.

С этим катаклизмами связаны многочисленные сохранившиеся в архиве обращения дирекции театра в различные организации города о предоставлении мебели, одежды, военной формы, оружия для постановки спектаклей. Несколько таких обращений представлено на выставке. К примеру, обращение театра в конвойный батальон с просьбой отпустить для спектакля учебных винтовок, шашек с портупеями, кабур, шпор и пулеметных лент. Или обращение на хлебозавод с просьбой отпустить 10 кг мучной пыли. Или просьба об отпуске 150 метров замши для отделки зрительного зала к открытию сезона: «Отсутствие названной мануфактуры лишает нас возможности придать театру необходимый культурный и опрятный вид», значится в записке. Дирекция театра периодически публиковала объявления о закупке у населения старых костюмов и платьев.

В 1940-х годах областной драматический театр располагался в помещении КОРа – Клуба Октябрьской революции, где впоследствии размещался Дворец культуры железнодорожников. О том, что в театре были большие проблемы с отоплением, свидетельствует обращение дирекции театра в Вологодский областной отдел по делам искусств о недопустимо низкой температуре в здании театра (1947 год). Местком театра бил тревогу: на сцене развалились две печи, «тамбуры и двери не утеплены, топлива нет, наружные и внутренние рамы во всем здании не промазаны. За 4-й квартал 1947 года было больных 27 человек, а в настоящее время при сильных морозах работники театра страдают лоренгитом (орфография оригинала – прим.авт.), имеются также больные гриппом. На сцене и в гримировочных комнатах температура очень низкая, при каковой совершенно невозможно гримироваться и переодеваться. Утренние репетиции приходится проводить в валенках и пальто. При таком холоде и зритель неохотно посещает спектакли». Театр просил у начальства переложить две печи на сцене, переоборудовать печки в декоративном сарае, обить войлоком двери тамбуров, заделать щели в дверях на сцене, снабдить топливом театр, «а также общежития артистов, где теплом похвалиться немогут» (орфография оригинала). Завершается записка фактически ультиматумом: «указанные нами мероприятия должны быть проведены дирекцией театра не позднее 5 февраля сего года, в противном случае охрана труда Месткома театра снимает с себя всякую ответственность за последствия могущие произойти в связи с непринятием мер по ликвидации вышеозначенных недостатков».

Боролся театр и с постоянным отключением электричества во время спектаклей. В 1947 году терпение у дирекции лопнуло и они написали жалобу в облисполком: «…спектакль продолжался при 2-х аварийных лампочках, а зрительная часть здания и вся закулисная оставалась в темноте. При таком положении публику приходится одевать при керосиновой лампочке, а актеры уходят домой в гриме. <…> Выключение света во время спектаклей нервирует зрителя и часть его покидает театр не досмотрев спектакля».

Любопытный документ нашли архивисты в фонде Областного отдела по делам искусств – Правила проведения репетиций спектаклей в вологодском театре в 1930-х годах. Согласно правилам, нельзя было участвовать в репетиции в верхнем платье, покидать места репетиции без разрешения режиссера. Также на репетиции не допускалось никакой посторонней работы (шитье, вязанье, чтение и т.д.). Если бы эти правила продолжали действовать в наши дни, то сюда наверняка стоило бы включить запрет на использование гаджетов.

О присутствии цензуры в советских театрах наглядно свидетельствуют несколько документов выставки. Одно из них – направление на утверждение в облисполком распределения ролей пьесы «Константин Заслонов», подготовленного Вологодским облдрамтеатром к 30-летию празднования Великой Октябрьской революции (1947 год). Театр усиленно обосновывает выбор актера на роль товарища Сталина: «т. Казарин в спектаклях «Кремлевские куранты» и «Человек с ружьем» в г. Вологде, уже изображал образ т. Сталина и был принимаем специальной комиссией из г. Москвы».

Или – страшный сон любого современного режиссера: акт приемки спектакля Вологодского облдрамтеатра «Батальон идет на запад» худсоветом (1941 год), где указываются недочеты спектакля и даются ценные указания по их исправлению: «Ввиду того, что театр не смог с наличным составом добиться убедительного показа минирования немцами моста в четвертой картине, купюровать сцены немцев. В пятой картине заменить исполнение радиста и заменить исполнителя часового».

Еще один шедевр – План политико-воспитательной работы среди коллектива Театра кукол на 1948 год с еженедельным посещением лекции «О международном положении», посещением 2 раза в неделю читок газет и бесед на политические темы и обязательным изучением биографии тов.Сталина.

Документы выставки создают образ эпохи, позволяют представить, как функционировали театры в то время, чем жили, с какими сложностями сталкивались. Архивисты подчеркнули, что это стало возможным благодаря тем документам, которые театры сдавали в архив. Замдиректора ГАВО Илья Кузнецов обратился к представителям театров, присутствующим на выставке, с просьбой помнить, что будущим поколениям тоже нужно будет знать о том, чем театр живет в наши дни, и для этого театры должны своевременно сдавать в архив материалы, посвященные своей деятельности. Директор Вологодского ТЮЗа Наталья Рассадина отреагировала на призыв сразу – на выставку она принесла комплект эскизов костюмов к постановкам и афиши ТЮЗа 1970-х годов для передачи их в фонды архива.

Посмотреть выставку «Театральные зарисовки» все желающие могут в читальном зале Государственного архива Вологодской области (Вологда ,ул. Мальцева, 17) до сентября.

Теги: Год театра, архив, ГАВО
Елена Легчанова

Новости по теме