12+

У каждого своё сумасшествие: премьера спектакля «Как Зоя гусей кормила» сегодня пройдет в ТЮЗе

Пьесу молодого современного российского драматурга Светланы Баженовой «Как Зоя гусей кормила» поставили на сцене Вологодского театра для детей и молодежи.

Эту историю режиссер, народный артист России Борис Гранатов выбрал не случайно: «Мне очень понравилась пьеса, она затрагивает целый спектр вопросов. Я думаю, спектакль не оставит равнодушным зрителя: кто-то посмеется, кто-то погрустит. В нашем мире нет чистого жанра – наша жизнь в каком-то роде веселый трагизм, поэтому в постановке есть что-то комедийное, есть что-то трагическое, мы определили жанр как комедию-мелодраму. В нашей работе все строится на ощущении от пьесы, и оно менялось в ходе репетиций. Например, сначала мы хотели, чтобы у каждого героя была песня бардов 1960-70-х годов, потому что молодость одного из персонажей – Владимира – пришлась на этот период. Но на репетициях эта идея отпала, и мы взяли современную песню, знакомую сегодняшней молодежи, потому что главной героине Жене – 18 лет, она ближе к нашему зрителю». Спектакль поставлен к юбилею актрисы театра – заслуженной артистки РФ Валентины Бурбо.

История о Зое – столетней старушке, на первый взгляд выжившей из ума, содержит много тем для размышления. Зоя (Валентина Бурбо), которую, по словам медиков, уже две недели назад должны были похоронить, оказывается живее всех живых. А все потому, что у нее есть смысл жизни – ее великовозрастный сын Владимир (Эдуард Аблавацкий). Кто, как не она, его защитит, о нем подумает... А он? Устал от ее заботы и заботы о ней. И в то же время понимает, что на всем белом свете это единственный родной человек. Владимир может вызвать у зрителя двойственные чувства: несовременный, живущий под маминым крылом, не умеющий принимать решения, в то же время это человек с по-детски чистой душой, не очерствевшей от жизненных бурь. Он умеет искренне любить, в нем нет эгоизма, хитрости, наглой изворотливости. Противоположность – его друг Плоцкий (Денис Долбышев). Он не настолько умен, но умеет добиваться всего напористостью и наглостью, всю жизнь завидует Владимиру и в то же время смеется над ним.

Женские образы заставляют зрителя смеяться и плакать от души. Главные героини (Зоя и Женя) покоряют энергетикой и харизмой. Они очень похожи, у каждой есть свое «сумасшествие». Зоя открыла секрет бессмертия – никому не нужный человек на свете живет дольше. Вот и старается придерживаться этой теории, хочет казаться старушкой, выжившей из ума, прикидывается беспомощной, хотя может и в пляс пуститься. В ее деревне, когда приходило время умирать, готовили гроб, человек наряжался, ложился туда и ждал смерть... а на утро мог встать, одеться в лохмотья и идти пасти гусей. Так и Зоя уже который год «пасет» единственного сына, оберегает его от всего (да можно ли от всего уберечь?). Вот и явившуюся на порог нежданно-негаданно Женю (Екатерина Чаукина) пытается выжить. Но не тут-то было! Женя не дает себя в обиду: «Я в детстве белены объелась и быка за рога оттаскала». Есть у этой сбежавшей из дома девчонки мечта – жить в Москве, щеголяя многочисленными нарядами. А ей достается шестидесятилетний мужчина и его престарелая мать. Впрочем, это не самый худший вариант для провинциалки. Ей хотелось вырваться из родительского дома, из деревни, откуда вся молодежь умчалась в столицу, – сбежать любым путем, поэтому она соглашается приехать к незнакомому мужчине. У нее нет образования, но есть молодость, красота, авантюризм – все то, чего так не хватает Владимиру. Она буквально ворвалась в их с Зоей скучную размеренную жизнь, добавила красок. Девушка становится членом семьи, находит общий язык с Зоей, Владимир пришелся ей по душе. Для него и его мамы эта глупая задорная девчонка – глоток свежего воздуха. Но так ли безоблачно счастье? И так ли безопасен большой город, как уже начала думать Женя?

Эта история о человеческих взаимоотношениях, о нас самих, о тех обстоятельствах, которые могут повлиять на наш характер, наши решения, нашу жизнь. Борис Гранатов предлагает улыбнуться, а местами и посмеяться и при этом увидеть настоящую драму, в которой стоят вопросы нравственного выбора, дружбы и любви.

Ирина Сорокина