12+

«Главное, чтобы в обществе было меньше депрессии и агрессии»: вокальный ансамбль «Гран-При» отпраздновал 15-летие

В ансамбле «Гран-При» всё легко и непринужденно. «Они идут по жизни смеясь», – так и просится в характеристики строчка из песни совсем другого коллектива. Многое в их жизни происходит спонтанно, само собой, начиная от момента его создания – эстрадный ансамбль как бы между прочим «отпочковался» от академического Мужского камерного хора Вологодской филармонии – и заканчивая празднованием 15-летия, которое должно было пройти в 2018-м (годом рождения «Гран-При» является 2003-й), а состоялось весной 2019-го. «Просто в конце 2018-го, когда мы вспомнили про юбилей, было так трудно сделать хорошую программу, учитывая плотный гастрольный график ребят, что мы решили не делать ее впопыхах, а отложить до весны. И не ошиблись: настроение и у нас и у зрителей было тоже уже совсем другое, и «зажгли» мы совсем по-другому», – с улыбкой поясняет художественный руководитель «Гран-При» Ольга Сыч.

15 лет для эстрадного коллектива – срок вполне солидный, это повод и подвести промежуточные итоги, и заглянуть в будущее. Поэтому cultinfo решил расспросить Ольгу Викторовну, как все начиналось и чем коллектив дышит сегодня.

– Идея создать эстрадный коллектив на базе Мужского камерного хора принадлежала Валерию Петровичу Гончарову, в то время директору Вологодской филармонии, – рассказывает Ольга Сыч. – Тогда возникла потребность в таком коллективе, который будет выступать на мероприятиях, петь эстрадные песни.

Первый состав участников «нарисовался» как бы сам собой – это были несколько певцов из камерного хора, пожелавшие попробовать себя в другом амплуа, органично чувствующие себя не только в академическом хоровом пении, но и готовые на эстрадные эксперименты.

Состав ансамбля в течение 15 лет менялся, менялось и количество участников.

Как в любом коллективе, очень сложно удержать один и тот же состав: люди приходят, уходят, у всех свои обстоятельства, – замечает Ольга Сыч. Поначалу коллектив был сугубо мужской, из прекрасной половины человечества в ансамбле значилась только сама Ольга. Художественным руководителем ансамбля был Альберт Мишин, много лет руководивший Мужским камерным хором филармонии. В нынешнем «Гран-При» из старожилов, самого первого состава, осталось трое: Денис Токарев, Артем Старостин и Ольга Сыч.

Поначалу вокальный ансамбль не ставил перед собой каких-то глобальных, амбициозных целей. Учили легкие ретропесни, не делали больших программ, эпизодически выходили выступать на разные мероприятия. Однажды спели на фестивале «Голоса истории» и очень понравились представителям областной власти. Это способствовало тому, что коллектив решили сделать постоянным, и он зажил отдельной от хора жизнью.

Свое название коллектив тоже получил не сразу. Сначала он позиционировал себя как эстрадная группа мужского хора, но постепенно стало ясно, что безымянными оставаться нельзя.

Мы стали придумывать название ансамблю, – вспоминает Ольга. – Поначалу в голову ничего не приходило, а потом вспомнился фильм «Перекресток» и мы решили назваться группой «Дядя Алик» – ведь нашим руководителем был Альберт Мишин. С таким названием мы поехали на гастроли по области и вскоре поняли, что люди путают, думают, что приехала именно та группа, которая была в фильме. Пришлось еще накидывать варианты – один из них (мой) и был «Гран-При».

Постепенно от исполнения отдельных песен коллектив перешел к созданию программ. Одной из самых ярких стала программа, посвященная Великой Отечественной войне. Она родилась в 2005 году, к юбилею Победы, и тогда «Гран-При» дал с ней около сотни концертов по области и за ее пределами. Программу возили в Абхазию, в Словению, и везде ее принимали на «ура».

У этой программы абсолютно нет возраста. Приходили школьники 1–2 классов и пенсионеры, которым за 80, – и все воспринимали ее одинаково. Первый выход, зал еще не собран, кое-где смешки, разговоры… Первая песня проходит – и всё, зрители сидят, приросшие к стульям, и так до конца выступления. Это наш первый такой серьезный опыт и сразу – чрезвычайно удачный, – делится Ольга. Программа настолько понравилась и артистам, и зрителям, что в обновленном и дополненном виде ее восстанавливали несколько раз. Покажут ее и на нынешней годовщине Победы.

Сейчас в копилке Гран-При помимо отдельных номеров и больших тематических программ есть немало ярких проектов для детей: несколько «серий» про доктора Айболита, про Карлсона, а перед новым 2019 годом появилась сказка «Щелкунчик», очень понравившаяся маленьким зрителям и их родителям.

Для детей мы делаем музыкальные спектакли, а не просто концертные программы. Может, это не совсем филармонический формат, но это то, что требует сегодняшний день, сегодняшний зритель. Дети должны не бояться филармонии, – уверена худрук коллектива.  

Программы «Гран-При» на самом деле являются полноценными музыкальными спектаклями, когда у каждой песни существует своя история, которые потом соединяются в единый целостный сюжет. С обретением опыта пришло понимание, что каждую программу должен ставить режиссер. Например, военную программу ставил режиссер Яков Рубин, а программу, посвященную юбилею комсомола, – Михаил Резцов.

Любая концертная программа, за исключением совсем камерных, должна обязательно режиссироваться, – убеждена Ольга Сыч. – Потому что это совершенно другое видение, другой уровень обобщения – выстроить всё, соединить номера, провести концепцию, расставить акценты. Моя задача как художественного руководителя – это идея, музыкальный материал, организационные вопросы. Но чтобы все это выглядело на сцене достойно, красиво, профессионально – конечно, нужен режиссер. Когда мы делали наш последний юбилейный концерт – мы не сделали на сцене ни одного движения без согласования с режиссером. Этот концерт ставила Анна Мухина из Детского музыкального театра – мы просто в восторге от этого специалиста. Она нас очень хорошо почувствовала и предложила множество нестандартных решений, проработала каждый шаг артиста, каждый выход. Мне иногда казалось: почему она этот номер сюда ставит? Я бы сделала по-другому. А она поставила так, как видела, и все получилось гармонично, создалась удивительная атмосфера.

За 15 лет, что существует коллектив, участники «Гран-При» стали настоящими артистами.

Я вспоминаю, какие ребята были «деревянные», когда мы только начинали. Были зажаты, боялись ступить шаг по сцене, не знали, куда девать руки. А сейчас смотрю на Артема с Денисом и понимаю, что это настоящие звезды, – рассказывает худрук «Гран-При».

Сегодняшний коллектив «Гран-При» – это шесть (не считая худрука Ольги Сыч) совершенно разноплановых артистов. Несколько из них пришли в ансамбль совсем недавно, но уже стали полноправными участниками и ярко заявили о себе в большом весеннем юбилейном концерте.   

– У нас в коллективе все очень разные. Очень! Каждый со своей манерой, со своим характером. И моя задача как руководителя – показать индивидуальность каждого и в то же время соединить всех вместе.

Каждому из артистов художественный руководитель дала небольшую, но емкую характеристику:

«Денис Токарев. Лирический баритон. Абсолютнейший профессионал, в «Гран-При» с момента основания. Человек, который подходит к делу чрезвычайно серьезно и скрупулезно. Моя правая рука в творческом плане. Часто выполняет функцию хормейстера, помогает с аранжировками, с разучиванием партий. Добивается безошибочно точного, верного звучания каждой ноты. Когда мы приходим на какую-то сценплощадку – это человек, который все выверит по миллиметрам. А еще Денис – это моя память: он помнит всё: где, когда, с кем, и что мы пели.

Артем Старостин. Звезда на сцене и ребенок в жизни. Перед выступлением его постоянно нужно настраивать, но когда он вышел на сцену, то совершенно меняется и начинает существовать абсолютно гармонично. У Артема совершенно другая вокальная подача, ближе к джазовому исполнению, к эстраде.

Александр Рычков. Попал в коллектив попозже. Одно время пел в Мужском камерном хоре, теперь работает только в «Гран-При». Самодостаточный музыкант, довольно известный в Вологде, пишет песни, выступает с собственной группой. Тембр ближе к народному, поэтому нам приходится его немножко «причесывать», но в своем амплуа он существует очень хорошо. Выполняет еще и функции администратора – помогает мне со всеми бумажками.

Последний участник «мужского полу» – Степан Орлов. Появился в коллективе случайно, буквально пару месяцев назад. Мне давно хотелось, чтобы у нас в ансамбле был профессиональный битбоксер. И неожиданно появляется Степа – молодой красавчик, веселый, с абсолютно положительной энергетикой. Чемпион по битбоксу, с низким бархатным голосом. Конечно, в плане вокала ему еще нужно наработать опыт, но в юбилейном концерте мы сразу же показали все его таланты. Он сразу привлек внимание молодой аудитории – наши возможности благодаря Степе расширились.

Девочки. Ксения Демина. Это стопроцентная звезда, вокалистка с большим сценическим опытом. Человек, для которого нет ничего невозможного, который никогда ни в чем не сомневается. Поет на любом языке, очень быстро разучивает произведения. Всегда найдет выход из любой сложной ситуации. Даже если во время выступления на сцене всё рухнет, Ксюша сделает вид, что так и было задумано. В последней новогодней постановке «Гран-При» «Щелкунчик» Ксения сыграла роль Мышиного короля – на мой взгляд, это был лучший Мышиный король за всю историю существования постановок «Щелкунчика».

Ксения Добродомова, или, как мы ее называем, «маленькая Ксюша» (раз Ксюш в ансамбле две). Появилась в коллективе перед этим Новым годом: нужна была героиня в «Щелкунчика». Как только Ксюша зашла ко мне и заговорила своим звонким голосочком – я сразу поняла, что Мари в сказку найдена. Готовая артистка, сразу вошла во все программы – так органично, словно всю жизнь была с нами. Я считаю, что это находка. Нежное лирическое сопрано, юная, легкая – мы ее так и на концерте показали».

В начале апреля вокальный ансамбль Вологодской филармонии «Гран-При» отпраздновал свой 15-летний юбилей, подарив вологжанам яркий двухчасовой праздник с участием любимых артистов.

– Была идея – сделать настоящий праздник для зрителей. В жизни так много «груза», столько плохого, депрессивного, что мы решили – надо зарядить наших зрителей абсолютно положительной энергией. Нести радость! И это на 100% нам удалось – концерт шел 2 часа, люди после него выходили и думали, что прошло минут 40, время пролетело незаметно. Зал ревел от восторга! Буря эмоций, потрясающий энергообмен – словами это не описать, – рассказывает Ольга Сыч.

Организаторы праздника хотели показать коллектив с разных сторон, представив творческие возможности каждого участника. Ансамбль сделал попурри из мелодий мультфильмов Уолта Диснея – у каждого артиста была своя музыкальная тема, свой выход, подобранный видеоряд. «Гран-При» исполнил и песни, с которых они начинали, и те, которые входили в их репертуар на протяжении всех 15 лет. В праздничном концерте приняли участие многочисленные друзья коллектива и коллеги по сцене: оркестр русских народных инструментов «Перезвоны» под руководством Александра Султаншина, саксофонист Сергей Кузнецов, пианист Дмитрий Демин, струнный дуэт «VioLa_Land», шоу-дуэт «Мастер-класс», танцевально-спортивный клуб «Спектр» под руководством Елены Кузьминской, цирк «Маугли», комик-группа «Чудаки», шоу-группа «Мимы» и театр мыльных пузырей. Выступление артистов сопровождалось бурей аплодисментов, а самые маленькие гости даже танцевали в проходах между рядами.

Преодолев 15-летний рубеж, участники коллектива задумываются, как жить дальше.

– Большим юбилейным концертом мы как бы подвели промежуточный итог, – рассуждает Ольга Сыч. – И понимаем, что надо двигаться дальше. Хочется интересных поездок, интересных гастролей. Хочется сделать что-то свое, чисто наше. Не просто взяли песню перепели, а – свое. Даже если перепели, то перепели так, как никто не перепевает. Пока не могу точно сказать, как мы будем развиваться, но у нас сейчас как раз и начался активный процесс поиска, нащупывания своего пути. Много идей программ для разной публики. Огромный пласт музыки кино. Есть авторы, которых хочется петь – у меня, к примеру, мечта сделать вечер Пахмутовой. Это и для молодежи будет интересно – ведь сейчас, когда перепевают старые песни, молодежь их воспринимает как новые – они-то их не застали, не слышали. И хорошо, пусть думают так, пусть развиваются на этом материале – главное, чтобы в обществе было меньше депрессии и агрессии. Я так считаю. Это, если хотите, наш девиз.

Елена Легчанова, фотографии предоставлены коллективом