12+

Картины Николая Андронова, «московского художника с деревенской душой», показывает Кирилло-Белозерский музей

Выставка советского живописца Николая Андронова (1929 – 1998) открылась в филиале Кирилло-Белозерского музея-заповедника – Народном доме.

«Приятно видеть здесь столько молодых зрителей, – обратился к пришедшим студентам и учащимся школ генеральный директор КБМЗ Михаил Шаромазов. – Николай Иванович – одна из крупнейших фигур русской живописи XX века. Его творчество началось в тот период, который мы привыкли называть оттепелью. Первое моё знакомство с этим автором было немного странным – я видел его работы и был уверен, что это житель деревни – это были 80-е годы. Но оказалось, что он коренной москвич. Боль от того, что делается в стране, в деревне, стали главной темой его творчества. Безусловно, здесь невозможно показать все работы Николая Ивановича, но здесь его мастерская, его «кухня», наброски карандашом, живописные этюды, то, что позднее превращалось в серьёзные размышления о жизни в обществе».

Представить около 200 полотен в залах Народного дома удалось благодаря знакомству с дочерью художника – Марией Андроновой, которая приехала на открытие. «Когда я формировала эту выставку, старалась собрать работы, связанные с Кирилловским районом. Среди них знаковые картины, которые неоднократно у меня просили для приобретения центральные и зарубежные музеи, но я пока их не отдаю. Это связанные с селом Ферапонтово «Ужин у конюшни», «Корова на Разбойничьей горушке» (кстати, горушки этой уж давно не существует), большой пейзаж «Ненастье» с Ферапонтовым монастырём… – рассказывала дочь известного художника. – По основной массе рисунков можно составить историческую летопись Кирилловского района».

Об истории на выставке «Николай Андронов. 90 лет» говорили много. Вспоминали 1970-е, когда от Вологды до Кириллова «по грязям» добирались сутками, как летали вместе с козой и телятами на кукурузнике… Каждый из выступающих делал акцент на том, что добраться до живописных мест было не так-то и легко. А Николай Иванович стал тем человеком, который показал вологодскую деревню москвичам. Такой, какая она есть. «Он одним из первых открыл столичной публике красоту нашего края, а его работы вошли в золотой фонд русской культуры», – рассказала кирилловчанка Людмила Харлапенкова, знакомая художника.

«Он жил в деревне Усково, – вспоминает Марина Серебрякова, бывший директор Музея фресок Дионисия, – и всех деревенских жителей не просто любил, он понимал их истинную суть. Он был отзывчивым человеком, энергичным, готовым на подвиг. Николай Иванович всегда помогал Музею фресок Дионисия, говорил о его проблемах на всех уровнях. И делал это искренне. От души».

Увидеть картины московского художника в Народном доме можно до 10 июня.

Кирилло-Белозерский музей-заповедник