12+

На выставке в «Красном мосту» вологжане узнают, что объединяет «Разные вещи» художника Андрея Сарабьянова

Неординарная, уводящая от простых смыслов к сложным и даже мощным, настраивающая на философские размышления выставка московского художника Андрея Сарабьянова, представителя известной в России династии художников и искусствоведов Бруни и Сарабьяновых, открылась в Вологде. В творческих кругах автора знают под псевдонимом Дюдя, который с ним с самого детства – так он впервые произнес свое имя.

Выставка не случайно называется «Разные вещи». Транслируя авторский взгляд на разные предметы и явления, она объединяет изображения домов, пейзажи дворов и деревенских улиц, сложносочиненную автомобильную «пирамиду», полотна из цикла «Предчувствие».

На первом этаже галереи «Красный мост» размещены пейзажи. Умирающая деревня Вологодской области Сондуга, хаты украинской деревни Шишаки, полуостров Крайнего Севера Таймыр, виды Сицилии – большинство картин написано с натуры. Второй этаж посвящен городскому пейзажу, зарисовкам новой Москвы с ее небоскребами и стоящими по соседству домами сталинского времени. На третьем этаже гости увидят невероятно мощную и завораживающую серию работ «Сила», которую художник создал, побывав на Афоне.

Выставка удивляет буквально с первых полотен, на которых изображены… коровники. Одни из них – яркие и разноцветные с графичными, четкими или, наоборот, с покатыми крышами с расплывчатым контуром – создают впечатление, будто художник намеренно «поливал» их цветом, стараясь словить брызги солнца. Другие, выполненные в реалистичной манере в приглушенных серо-бело-желтых тонах с наложенными полутенями, являют собой тот самый деревенский пейзаж, как с натуры.

«Что здесь может увидеть человек, который ничего про меня не знает? Главный образ – это дом. Экспозицию третьего этажа стоит рассматривать так, будто я вышел из дома, оглянулся и посмотрел в другую сторону. И именно эта часть выставки для меня самая важная, – рассказал Андрей Сарабьянов. – Моя задача – передать то чувство величия и мощи, которое я испытал, вступив на афонские камни. Почти монохромно, почти без цвета и какого-либо украшательства. Это не картины, это отпечатки моего желания хоть немного прикоснуться к той силе».

Работы на огромных листах из серии «Сила» запечатлели другое пространство и время. Сам художник их описывает так: «На скалистых берегах стоят десятки величественных крепостей. И их охраняют воины. Мощные красивые мужики в черном, с лопатами и на старых джипах. Бетономешалки и сады с фруктовыми деревьями. Непрекращающаяся молитва и пение. Еда из железных мисок и запах душистых трав на тропах. Улыбки и строгие взгляды. Доброта и никакого нравоучения. Тишина и красота. Море…».

«И деревня Сондуга в Тотемском районе, в которую много лет назад первым из Сарабьяновых приехал дед Андрея, и Шишаки, и Афон, и, конечно, Москва навсегда стали для художника теми уголками мира, о которых можно сказать “это мое место”», – отметила арт-директор галереи «Красный мост» Людмила Коротаева.

Андрей Сарабьянов поблагодарил вологжан за теплый прием и подарил галерее «Красный мост» две своих работы – «На Сондоге» и «Коровник».

Кристина Страмова