12+

Ощутить внутреннее родство Белова и Гаврилина можно в Музее-квартире писателя

«Белов – чистая литература...», – говорил Валерий Гаврилин. «Не может быть, чтобы это было…без вмешательства высших небесных сил», – писал о дружбе с композитором Василий Белов. Еще не встретившись, эти два человека осознали внутренне родство. А встретившись, долгие годы благодарили судьбу за посланную им дружбу. Музей-квартира Белова напоминает вологжанам о связи двух гениев на выставке «Василий Белов и Валерий Гаврилин».

Музей демонстрирует фотографии Анатолия Пантелеева, сделанные в 1990-м и 1991-м годах, когда семья Белова посещала Гаврилиных в Ленинграде, рукописи Белова, адресованные Гаврилину, пластинку «Военные письма. Анюта», которую композитор подарил «самому нежному русскому писателю», как гласит дарственная надпись. Удачно дополняет экспозицию цитатный ряд – о родине, о музыке, друг о друге. «Пожалуй, самое важное, что представлено, – материалы, раскрывающие создание повести «Голос, рожденный под Вологдой» – от первой публикации «Из народных глубин» 1985 года до машинописной версии произведения, адресованного Гаврилину», – считает научный сотрудник Музея-квартиры Белова Эльвира Трикоз.

«Практически всю жизнь Белов и Гаврилин тянулись друг к другу, – рассказала знавшая обоих лично искусствовед Наталия Серова. – И Белов всегда жил мечтой написать о Гаврилине. Однажды он пришел ко мне в редакцию «Красного Севера» и сказал: «Выгребай все папки, я забираю, потому что начинаю работать над книгой о Валерии!» И как только в «Нашем современнике» был опубликован фрагмент «Голоса, рожденного под Вологдой», он принес мне этот журнал с подписью «Наташе Серовой, которая понимает трагическую судьбу Гаврилина и мою в том числе». Судьбы Гаврилина и Белова действительно были трагическими: их отцы погибли на фронте, один попал в детдом, второй жил с матерью, которой пришлось в одиночку ставить на ноги детей. История этих мальчишек – печальная история целого поколения, чье детство украла война. Оба они были беззаветно преданы малой родине, оба всю жизнь находились в поиске бога и своей дороги к дому, к корням. Интересно, что известны они стали примерно в одно и то же время: в 1966-м вышло «Привычное дело», в 1967 – прославившая Гаврилина оратория «Скоморохи». Есть еще одна знаменательная дата в биографии писателя, зафиксированная вовсе не исследователями, а им лично – день встречи с музыкой Гаврилина – «вторник, 26 декабря 1978 года <...> в Ленинграде».

«Каждый из них находил удивительно тонкую щемящую лирическую интонацию – один в поэзии и прозе, второй – в музыке, – отмечает музыковед Елена Хорошина. – Эти два человека остро чувствовали свое родство и свою сопричастность, прежде всего, к земле русской. Их объединяло понимание того, что русская деревня, русский крестьянин – главное богатство страны. Гаврилин всегда чувствовал особую музыкальность беловской прозы. Их произведения вызывали у людей настоящие чувства, их тексты и музыка были близки каждому».

Сотрудник музея «Литература. Искусство. Век XX» Янина Фролова рассказала, что Гаврилин любил прозу Белова задолго до знакомства. Особенно семье композитора нравилась повесть «Целуются зори». Гаврилин взял ее в библиотеке, и, чтобы сохранить, книжку решили переписать. Работали всей семьей, правда, потом выяснилось, что Валерий Александрович переписал всего две страницы, а остальное сделали жена и сын. Тем не менее, это говорит о ценности беловской прозы для Гаврилина. «Их особенно объединила театральная постановка пьесы Белова «Над светлой водой» на сцене драмтеатра в 1974 году. Там звучала музыка Гаврилина», – напомнила Янина Фролова.

Выставка работает до 1 июня (Вологда, ул. Октябрьская, 10, кв. 4). Тел. музея: +7(921)142-08-56, +7(921)126-14-23.

Юлия Шутова