12+

«Круговерть, где человек, как снежинка»: на сцене ТЮЗа прошла премьера спектакля «Метель»

Режиссер Ирина Зубжицкая поставила спектакль по мотивам одноименной повести Александра Пушкина, взяв за основу пьесу известного современного драматурга Василия Сигарева. Премьера состоялась на сцене Вологодского театра для детей и молодежи 30 марта.

«Ах, судьба, судьба, судьба», – так начинается спектакль. Что же такое судьба? Злой рок или счастливое стечение обстоятельств? Никто не даст точное определение, ведь то, что сегодня казалось бедой, завтра может оказаться благом. И те испытания, которые выпадают героям этой истории – истинное тому подтверждение. Метель в спектакле – не просто обстоятельство, это и есть сама судьба, которая словно руководит жизнью героев, их мыслями, чувствами и поступками.

В первой части метель – нечто наводящее ужас, почти персонифицированное, завывающее, явно перекликающееся с бурей в голове главной героини, мучимой вопросом, верно ли она поступает, решаясь ради любви на побег из родительского дома. Во второй части метель – легкий полупрозрачный свет счастья, принесенного пониманием, что те непонятные, роковые обстоятельства на самом деле уберегли от неверного шага и в итоге подарили настоящие чувства.

Метель в спектакле – это и внутреннее состояние каждого героя. Марья Гавриловна находится в эпицентре своей «метели» – любви, которая будоражит ее юную душу. Актрисе Анастасии Латкиной удалось тонко передать и юную восторженность, и терзающие душу сомнения своей героини. Герой ее романа – поручик Владимир Николаевич (Виктор Харжавин) тоже находится в метели чувств, в метели предвкушения, он не столько любит, сколько тешит самолюбие, желая выглядеть этаким бравым молодцом, сумевшим украсть из родительского дома юную барышню. Для подруги, у которой в спектакле даже нет имени, а только инициалы К.И.Т. (Алена Данченко), метель – это приключение, где она в какой-то мере сама режиссер чужого любовного романа.

Любопытный персонаж, которого ввела в спектакль режиссер Ирина Зубжицкая, – Импровизатор (Игорь Рудинский). Это сочинитель, поэт, на ходу выдумывающий сюжет, который герои тут же разыгрывают. У этого персонажа своя «метель» – вдохновение. Оно захватывает и погружает его в придуманную им же историю –незаметно он сам становится ее частью, одним из главных героев. 

Сюжет, знакомый со школьных лет, воспринимается несколько иначе – возможно, в силу общей ироничной интонации спектакля, а также явственной установки на игровое начало всего происходящего на сцене. Жанр спектакля определен как «играем в Пушкина», и все, что происходит на сцене, это только игра. Не только лицедейство, а игра как процесс, как способ существования, как в детстве, когда играют в дочки-матери, примеряя на себя ту или иную роль. Игра ради игры, когда играющие получают удовольствие от процесса.

«Современное восприятие иронично, и мы хотели приблизиться к этому, показать сюжет через такую тонкую иронию, – рассказала перед премьерой режиссер спектакля Ирина Зубжицкая. – Влюбленные девушки, верящие в светлую чистую любовь, были и будут всегда и везде, поэтому эта история интересна современному зрителю. Для меня «метель» – это поток жизни, хотя это слишком просто, или судьба, но это витиевато, а ведь все равно человека несет куда-то. Что несет? Энергия внутреннего развития или то, что проще назвать судьбой, или какой-то вселенский ветер. Метель в нашем спектакле – какая-то круговерть, где человек, как снежинка, которую куда-то несет, а он только успевает вздыхать и удивляться».

Ирина Сорокина