Режиссер Ирина Зубжицкая поставила спектакль по мотивам одноименной повести Александра Пушкина, взяв за основу пьесу известного современного драматурга Василия Сигарева. Премьера состоялась на сцене Вологодского театра для детей и молодежи 30 марта.

«Ах, судьба, судьба, судьба», – так начинается спектакль. Что же такое судьба? Злой рок или счастливое стечение обстоятельств? Никто не даст точное определение, ведь то, что сегодня казалось бедой, завтра может оказаться благом. И те испытания, которые выпадают героям этой истории – истинное тому подтверждение. Метель в спектакле – не просто обстоятельство, это и есть сама судьба, которая словно руководит жизнью героев, их мыслями, чувствами и поступками.

В первой части метель – нечто наводящее ужас, почти персонифицированное, завывающее, явно перекликающееся с бурей в голове главной героини, мучимой вопросом, верно ли она поступает, решаясь ради любви на побег из родительского дома. Во второй части метель – легкий полупрозрачный свет счастья, принесенного пониманием, что те непонятные, роковые обстоятельства на самом деле уберегли от неверного шага и в итоге подарили настоящие чувства.

Метель в спектакле – это и внутреннее состояние каждого героя. Марья Гавриловна находится в эпицентре своей «метели» – любви, которая будоражит ее юную душу. Актрисе Анастасии Латкиной удалось тонко передать и юную восторженность, и терзающие душу сомнения своей героини. Герой ее романа – поручик Владимир Николаевич (Виктор Харжавин) тоже находится в метели чувств, в метели предвкушения, он не столько любит, сколько тешит самолюбие, желая выглядеть этаким бравым молодцом, сумевшим украсть из родительского дома юную барышню. Для подруги, у которой в спектакле даже нет имени, а только инициалы К.И.Т. (Алена Данченко), метель – это приключение, где она в какой-то мере сама режиссер чужого любовного романа.

Любопытный персонаж, которого ввела в спектакль режиссер Ирина Зубжицкая, – Импровизатор (Игорь Рудинский). Это сочинитель, поэт, на ходу выдумывающий сюжет, который герои тут же разыгрывают. У этого персонажа своя «метель» – вдохновение. Оно захватывает и погружает его в придуманную им же историю –незаметно он сам становится ее частью, одним из главных героев. 

Сюжет, знакомый со школьных лет, воспринимается несколько иначе – возможно, в силу общей ироничной интонации спектакля, а также явственной установки на игровое начало всего происходящего на сцене. Жанр спектакля определен как «играем в Пушкина», и все, что происходит на сцене, это только игра. Не только лицедейство, а игра как процесс, как способ существования, как в детстве, когда играют в дочки-матери, примеряя на себя ту или иную роль. Игра ради игры, когда играющие получают удовольствие от процесса.

«Современное восприятие иронично, и мы хотели приблизиться к этому, показать сюжет через такую тонкую иронию, – рассказала перед премьерой режиссер спектакля Ирина Зубжицкая. – Влюбленные девушки, верящие в светлую чистую любовь, были и будут всегда и везде, поэтому эта история интересна современному зрителю. Для меня «метель» – это поток жизни, хотя это слишком просто, или судьба, но это витиевато, а ведь все равно человека несет куда-то. Что несет? Энергия внутреннего развития или то, что проще назвать судьбой, или какой-то вселенский ветер. Метель в нашем спектакле – какая-то круговерть, где человек, как снежинка, которую куда-то несет, а он только успевает вздыхать и удивляться».

Теги: ТЮЗ
Ирина Сорокина

Новости по теме