В этот день 95 лет назад родился Виктор Петрович Астафьев (1924 – 2001) – крупнейший русский писатель, фронтовик, военный шофер и связист в артиллерии, награжденный орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За освобождение Польши» и «За победу над Германией».

В художественном мире Виктора Астафьева темы деревни и войны – центральные. И это связано с биографическими вехами писателя. Отправившись в 1942-м году на фронт добровольцем, Виктор Петрович пережил войну, узнал «окопную правду». В творческом осмыслении писателя вторая мировая война – великая трагедия человечества. Будучи поистине народным писателем, Виктор Петрович создавал рассказы и повести о тяжелой жизни русского крестьянина и как-то обмолвился: «…Без деревни жить не могу, да и не хочу». Он любил свою землю, родину преданной сыновней любовью, верил в неизбежность возвращения современных людей к земле, природе: «Если начнется возврат «к земле» и возрождение деревни, а это неизбежно, иначе все погибнут с голоду… нет труднее и благороднее, нужнее и полезней работы крестьянина» (Из письма 1987 г.).

Виктор Петрович провел в Вологде почти одиннадцать лет. Сюда он приехал, имея уже всесоюзную известность. Здесь им написаны первые пьесы и киносценарии, известные произведения: «Пастух и пастушка» (1971); «Ода русскому огороду» (1972); главы из книги «Последний поклон» (1958 – 1992); «Царь-рыба» (1972 – 1975). В вологодский период им были получены звания лауреата Государственной премии РСФСР имени М. Горького и Государственной премии СССР.

Вологда сильно сблизила с Астафьевым вологодских поэтов и писателей – Николая Рубцова, Виктора Коротаева, Александра Романова, Василия Белова. Создавшийся литературный круг привлек внимание многих известных писателей к этому месту. В тот период в области побывали: Юрий Бондарев, Сергей Михалков, Василий Шукшин, Сергей Залыгин, Сергей Орлов, Анатолий Ананьев, Григорий Коновалов, Егор Исаев, Павел Нилин, Виктор Боков и др.

Виктора Астафьева и Василия Белова долгие годы связывала крепкая дружба и единомыслие. Они часто общались, переписывались, вели общественные проекты, из семьи дружили, жены писателей были связаны крепкими дружескими отношениями. После отъезда Астафьева на родину дружба писателей не прерывалась. Несмотря на разногласия, в главном они были всегда едины – в неподдельной боли о судьбах своей Родины и своего народа.

Уехал писатель из Вологды в 1980-м. Он ощущал необходимость вернуться на родину, в Сибирь, чтоб продолжить писать о ней. По словам писателя: «И чем дальше я жил среди вологжан, чем больше читал о «тихой моей родине» воистину сыновних признаний, написанных с преданной любовью, тем более ощущал, что живу все-таки вне дома своего» (Из интервью 2004 г. в «Российской газете»). Кроме того, он отмечал: «…дело идет к старости, жить остается недолго, а хочется, чтобы похоронили меня на родине». («Наш современник», 2001, №10).

Ныне в Музее-квартире В. И. Белова хранится полтора десятка книг Виктора Астафьева, восемь из которых подписаны рукой автора. В книге «Всему свой час» почти письмо к Белову, написанное Астафьевым уже на родине: «Приспела пора не только подводить итоги, но и оборонять свои позиции, свое достоинство и нацию, в меру наших возможностей. Делать это надо объединенно, и все мелкие дела и посторонние делишки отложить на потом. Всегда можешь опереться на мое плечо. 30 ноября 1986 г. В. Астафьев». (Автографы В. Астафьева на своих книгах в библиотеке В. Белова).

10 интересных фактов о вологодском периоде Виктора Астафьева:

1. В Вологду писатель приехал по приглашению Вологодской писательской организации, в частности Василия Белова. В 60-е и 70-е годы творческая атмосфера города привлекала многих писателей.

2. Литературоведы считают Виктора Астафьева «влиятельным представителем вологодской литературной школы второй половины XX столетия», который вел семинары молодых литераторов, нескольким поколениям авторов дал свое писательское благословение на литературный труд.

3. В кабинете писателя у Астафьева был необычный рабочий стол. Из одного интервью: «По слухам, этот стол принадлежал вологодскому губернатору, потом он естественным революционным путем угодил в народ. За ним, кстати говоря, сидел и работал в вологодской областной типографии нынешний начальник красноярского «Офсета» Анатолий Викторович Толкунов. Власти Вологды отреставрировали его в местной мебельной фирме и привезли мне в день пятидесятилетия с бутылкой шампанского на середине» (Красный Север, 2000, 12 января).

4. В Вологде «совершенно обалделым и счастливым» Астафьевым за три дня написана была повесть «Пастушка и пастух» – «черновик в сто двадцать страниц», которую он задумал еще в 1954 году.

5. В Вологде Виктор Астафьев впервые начал писать драматические произведения. В конце 70-гг. в репертуаре Вологодского драматического театра была его пьеса «Черемуха», написанная по мотивам рассказа «Руки жены». На протяжении нескольких лет она была в репертуаре с пьесой Белова «Над светлой водой». Пьесой «Прости меня» в 1980 году открылся Вологодский театр юного зрителя, за который труппа театра получила звание лауреата Государственной премии РСФСР.

6. Виктор Астафьев был прототипом героя повести Виктора Коротаева «Козырная дама», посвященной Рубцову. Автор дал ему фамилию Решетов и описал его так: он был «мудрым и смелым стариком», «...постоянным наставником» Рубцова, к которому поэта «неизменно тянуло «во дни сомнений и тягостных раздумий». В этом произведении воспроизведена та атмосферу в Вологде, которая царила вокруг Виктора Петровича в 70-е гг.

7. В Вологде Астафьев начинает писать киносценарии. В 1978 году режиссером Булатом Мансуровым на «Мосфильме» был снят фильм «Сюда не залетали чайки» (по мотивам повести «Перевал»), в 1979-м Владимиром Фетинымна «Ленфильме» – драма «Таежная повесть» (по мотивам рассказа «Сон о белых горах» из «Царь-рыбы»).

8. Известно место проживания Астафьева с 1971 по 1980 гг. – Ленинградская, 26, там установлена памятная доска. Однако до этого он жил в районе улиц Урицкого и Яшина, неподалеку от Николая Рубцова. Именно на ту квартиру к нему часто приходил поэт. И об этом писал Коротаев в «Козырной даме», вложивший в уста своего героя оценку таланта Рубцова: «Этот поэт Севера, другой родного города, третий своего домоуправления. А Рубцов – поэт России!» После переезда Виктор Астафьев жил рядом с Василием Беловым.

9. Впервые Виктор Астафьев мимоходом познакомился с Рубцовым в 1962 году в общежитии Литинститута им. М. Горького в Москве, однако близкие дружеские, почти родственные отношения творцов начались в Вологде – в 1969-1970-м гг. Авторы не только часто беседовали о литературе, судьбе России – посвящали друг другу тексты. Рубцов посвятил В. П. Астафьеву стихотворение «Шумит Катунь». Астафьев взял поэтические строки Рубцова в качестве эпиграфа к «Царь-рыбе».

10. У Виктора Астафьева под Вологдой был деревенский дом – в деревне Сибле, на реке Кубене. Рядом с домом писателем были посажены сибирские кедры – с родины. На доме сегодня есть памятная доска: «В этом доме в 1971 – 1980 жил и творил выдающийся русский писатель…»

Теги: беловский круг, Виктор Астафьев, Василий Белов
Эльвира Трикоз, Музей-квартира В. Белова

Новости по теме