Театр не впервые в нашем городе: три года назад вологжане уже рукоплескали игре его актеров. В этот раз сыктывкарцы в рамках обменных гастролей представили на суд местного зрителя премьеры сезона: «Король Лир», «Чайка», «Дорогая Памела, или Как пришить старушку», «Сказка про чудесное огниво». Как отметил на пресс-конференции заместитель директора театра им. Савина Владимир Казаковцев, двум региональным театрам трудно отобрать спектакли для обменных гастролей: их репертуары зачастую пересекаются или совпадают, а везти «в гости» надо то, чего нет в принимающем театре. Кроме того, нужно учесть особенности зрительской аудитории. «Мы знали, что Вологда – театральный город, и надеялись, что зрители поймут непростые для восприятия спектакли, – говорит Владимир Казаковцев. – С просьбой показать именно «Короля Лира» к нам обратилось руководство Вологодского драмтеатра, и мы поняли, что ваш зритель готов к этому. Надо еще отметить, что этот спектакль и «Чайку» мы показали на гастролях впервые, и этот опыт очень важен для театра». Спектакли, отобранные для показа в Вологде, очень разные, и это отражает репертуарное богатство театра: выпуская по 6 премьер в сезон, он завоевывает внимание зрителя, которому всегда гарантированы новые и разнообразные впечатления.

Журналисты cultinfo побывали на двух спектаклях Сыктывкарского театра драмы и делятся с читателями своими впечатлениями. Главный редактор Елена Легчанова посмотрела спектакль «Король Лир» в постановке литовского режиссера Линаса Зайкаускаса – спектакль показался ей чрезвычайно любопытным. «В репертуаре вологодских театров ничего подобного нет, тем интереснее было посмотреть на столь необычную трактовку известной трагедии. Любопытна эстетика спектакля – появление на сцене, скажем так, природных веществ, и множество находок, связанных с ними. Вот Лир прямо на глазах зрителей делит землю, предназначенную дочерям, и каждая высыпает в подол заветную часть. Вот из-за кулис в предателей летят камни, вот три ведьмы (или все-таки мойры?) окатывают холодной водой железные щиты, раскалившиеся от бушующих на сцене страстей... В шекспировской пьесе волей создателей спектакля появляются фотоаппарат, зонты, велосипед, но это не выглядит наигранным осовремениванием, а вместе с костюмами героев создает, как мне показалось, антураж начала ХХ века с его ощущением неминуемой грядущей катастрофы, которая, собственно, и разражается на глазах зрителей.

В слаженном, сильном актерском составе спектакля сложно выделить явных фаворитов –настолько органично сделана каждая работа. Элементы клоунады, когда Лир, надев красный нос шута, произносит свой монолог, снижают пафос произносимого – и это, наверное, тоже оправданно: ироничная интонация более созвучна сегодняшнему дню, нежели высокая патетика. Умный, необычный, интересный антуражный спектакль – он длился 4 часа, но смотрелся на одном дыхании. Зал не был полон – возможно, сказалось не совсем удачное время гастролей, когда театралы-дачники предпочитают садить картошку. Но та публика, которая всё-таки предпочла огородные радости шекспировским страстям, долго не отпускала сыктывкарцев со сцены – настолько захватило всё происходившее там».

Чеховская история как игра в лото – именно так представили «Чайку» гости из Сыктывкара. Корреспондент Ирина Сорокина увидела в этом спектакле своеобразное воплощение идеи «вся наша жизнь игра». А раз так, то не удивительно, что кому-то в этой игре везет, а кому-то – наоборот. «В «Чайке», поставленной московским режиссером Еленой Олениной, все герои – соперники в игре, где важно вытащить счастливый билет, но это не так-то просто. У каждого из героев этой истории своя любовная драма, разрывающая сердце. В первом действии каждый живет мечтой о счастье – как в самом начале игры, где все надеются на выигрыш. А второе действие – крушение надежд: никто в этой истории так и не стал счастливым. В жизни каждого произошли события, перевернувшие мировоззрение, но каждый продолжает страдать от безответной любви. Может быть, единственным, кто вытащил пресловутый счастливый билет, оказывается Тригорин? Он и с Ниной Заречной поиграл в любовь, и остался в итоге с известной актрисой Ириной Аркадиной, которая не желает его отпускать и прощает ему все «грехи», а произведения его печатаются в журналах… В спектакле звучит не только тема любви и поиска себя, но и вызов молодого поколения старшему: Константина Треплева мать никак не хочет понимать как писателя или режиссера, а Нина Заречная, подающая надежды молодая актриса, не сумела по-настоящему покорить сцену. Спектакль оставляет зрителю простор для размышлений о его героях и самих себе».

Пока вологодские зрители знакомились с богатым репертуаром Сыктывкарского театра драмы им. Савина, жители Сыктывкара смотрели спектакли Вологодского драматического театра: с 23 по 26 мая театр представил сыктывкарской публике комедию «Мсье Амилькар, или Человек, который платит», спектакли «Зойкина квартира», «Волки и овцы» и постановку для детей «Пеппи Длинныйчулок». А в начале лета, с 7 по 9 июня, в Сыктывкар отправится череповецкий Камерный театр с криминальной комедией «Мужчина при хорошей женщине», комедией «Старший сын» и сказкой «Бременские музыканты».

Теги: гастроли, Вологодский драматический театр, театр
Елена Легчанова, Ирина Сорокина, Светлана Гришина

Новости по теме