В Вологодском драматическом театре – последняя премьера завершающегося сезона 2018/2019. На этот раз на малой сцене театра, предназначенной для экспериментальных работ и современной драматургии: на полтора часа сцена превращается в не совсем обычное отделение полиции, а все происходящее на ней – в абсурдный допрос среднестатистического жителя подмосковного города Подольска.

За что его задержали и привели в отделение, полицейские сказать не торопятся. Вместо этого задают ему вопросы, которые на допросе звучат неуместно: какова численность населения в Подольске? В каком году ему присвоен статус города? В ответ на его удивление они тоже удивляются: всю жизнь прожить в Подольске и не знать, сколько в нем жителей? Далее допрос принимает все более странные формы: задержанного заставляют танцевать, произносить сложные звукосочетания «для развития мозга», выспрашивают, какая дверь у него в подъезде и что он видит из окна электрички по дороге на работу. Напуганный и сбитый с толку житель Подольска пытается воззвать к логике – но они парируют, что, согласно «логике», полицейские должны были задержанного «отмудохать в мясо, а потом найти у него пять граммов белого порошкообразного вещества». А с ним беседуют на интеллектуальные темы... Абсурд?

Вопрос за вопросом, и необычные полицейские, слушающие Шопена, разбирающиеся в индастриал-музыке и читающие Владимира Сорокина, выясняют все обстоятельства жизни задержанного: живет с мамой, работает на нелюбимой работе, до которой добирается два часа, зарплата маленькая, жена ушла к другому. Жизнь скучна и сера, как пятиэтажные хрущевки Подольска. Это вам не Амстердам…

Продолжение иезуитского допроса ставит вопрос по-другому: может, всё на самом деле совсем не так? Может, серость Подольска – не объективная реальность, а аберрация зрения его среднестатистического жителя, работающего на нелюбимой работе за маленькую зарплату? с детства усвоившего, что пряничные домики XVII века на амстердамских каналах – это красиво, а хрущевские пятиэтажки – безобразно? что полицейские при выяснении личности должны бить задержанных дубинками, а не расспрашивать их о численности родного города и о том, что они видят по пути на работу?..

Пьеса современного драматурга Дмитрия Данилова «Человек из Подольска» в 2018 году стала настоящим театральным прорывом на российских сценах, а ее автор удостоен премии «Золотая маска» за лучшую драматургию. На сцене Вологодского драмтеатра провокационный спектакль поставил молодой московский режиссер Дмитрий Ефремов. Дмитрий учится на пятом курсе режиссерского факультета Щукинского училища (худ. руководитель – нар. артист РФ Юрий Погребничко), но в его послужном списке уже есть несколько постановок в драматических театрах Москвы.

«Это моя третья большая работа, – рассказал cultinfo Дмитрий Ефремов. – В Вологду меня пригласил художественный руководитель драмтеатра Алексей Ожогин, за что я ему благодарен: мне очень понравилось здесь работать, я просто растворился в актерах. Мы в каком-то едином порыве создали этот спектакль, получая большое удовольствие от процесса репетиций. Материал для постановки мне тоже был предложен, но я в него сразу влюбился – на мой взгляд, это одна из лучших современных пьес. Это не чистый абсурд, это, скорее, игра в абсурд. А вообще, это история про современного человека – в какой-то мере, героя нашего времени. Эту пьесу много ставят в российских театрах, ставят по-разному. В моем спектакле практически полностью сохранен оригинальный авторский текст, нет отсебятины».

Спектакль был поставлен в довольно короткие сроки – на работу ушло около месяца. Как признается Дмитрий Ефремов, плотный график репетиций не позволил ему познакомиться с Вологдой, погулять по городу, в котором он, вероятно, нашел бы немало параллелей с тем самым Подольском, о котором дотошно выспрашивают полицейские героя его спектакля.

Спектакль «Человек из Подольска» идет 1,5 часа без антракта и смотрится на одном дыхании. В постановке задействовано всего шесть актеров; каждая работа сделана филигранно, со стопроцентным попаданием в образ. Смакует свою роль «главного дознавателя» Тимофей Смирнов, актер, влившийся в труппу театра с началом этого театрального сезона: его герой упивается своим всевластием над испуганным задержанным; играет на контрастах женщина-полицейский, позволяющая называть себя Марина «или просто – госпожа» (Полина Бычкова играет ее в паре с Екатериной Петровой). Эпизодическая роль «Человека из Мытищ» – великовозрастного гопника из «обезьянника», якобы уже прошедшего путь от задержанного до арестанта и пугающего новенького разными страшилками, – удача актера Андрей Светоносова, а каждый выход второго полицейского (Виталия Полозова) – отдельный спектакль в спектакле. Самая непростая задача у главного героя, Николая, «человека из Подольска» (Николай Акулов): пройти эволюционный путь от страха и непонимания к «познанию самого себя». Что страшнее – сказать сложно.

Премьерные показы спектакля «Человек из Подольска» пройдут 15, 16, 17 и 21 мая на малой сцене драмтеатра. Начало в 19:00.

Теги: драмтеатр
Елена Легчанова

Новости по теме