12+

«Жизнь в зеркале театра» показывает Шаламовский дом

В Шаламовском доме открылась тематическая художественная выставка «Жизнь в зеркале театра», посвященная Году театра в России. В экспозиции представлены произведения живописи, графики XVIII – XX веков из собрания Вологодской областной картинной галереи и театральные макеты из частной коллекции. Показаны портреты актеров, сцены из спектаклей, эскизы костюмов и театральных декораций, жанровые композиции в театральных интерьерах.

В русской культурной традиции театр всегда воспринимался как центр духовной, нравственной и художественной жизни. Первым профессиональным театром в России стал общедоступный театр в Ярославле, созданный актером-любителем и знатоком драматургии и театра, купцом Федором Волковым. В 1752 году этот театр по изволению императрицы Елизаветы Петровны сыграл свои спектакли в Царском Селе, а через четыре года, в 1756, по ее указу ярославский театр стал официально именоваться «Русским для представления трагедии и комедии театром». Репертуар театра составляли русские драматические произведения (преимущественно пьесы А. П. Сумарокова).

В 1764 году известным гравером Е. П. Чемесовым по живописному оригиналу А. П. Лосенко был создан «Портрет актера Ф. Г. Волкова». Популярные русские актеры XIX столетия А. Каратыгина, В. Рязанцев и американец А. Олдридж, успешно исполнявший роль Отелло, запечатлены на литографиях П. Бореля, В. Доле, П. Семечкина. Динамизмом, экспрессией и эмоциональностью отличается образ Красса в балете «Спартак» в исполнении прославленного танцовщика Мариса Лиепы в ксилографиях В. Дувидова.

Важная часть сценического образа – это театральный костюм, помогающий перевоплощению актера. Эскиз костюма, созданный художником, – это не только наряд, но и грим, прическа, обувь и аксессуары. Нарядное, волшебное игрушечное царство предстает перед взором зрителя в открытках с эскизами костюмов к балету Й. Байера «Фея кукол», созданных знаменитым художником театра Л. Бакстом (1903). «До сих пор его костюмные макетки… остаются сами по себе драгоценными художественными произведениями» – писал А. Бенуа. На выставке показаны также эскизы костюмов к балету И. Стравинского «Петрушка» (А. Бенуа), к спектаклю по пьесе А. Островского «Горячее сердце» (Б. Кустодиев), к комедии Ж.-Б. Мольера «Господин де Пурсоньяк» (В. Ходасевич), к опере Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» (И. Юдина), к спектаклю «Мирандолина» по пьесе К. Гольдони (Т. Русанова).

Атмосферу на сцене создают и театральные декорации. Выразительностью колорита и обобщенным решением отличается эскиз декорации к балету А. Глазунова «Раймонда» К. Коровина, легкостью и изяществом – эскиз декорации к балету П. Чайковского «Спящая красавица» Ю. Пименова, экспрессивностью и драматизмом – эскизы декораций к спектаклям «Анна Каренина», «Мещане», «Годы странствий» А. Клочкова.

Образы зрителей и волнующая атмосфера театра запечатлены в графических листах И. Репина «На галерке», Б. Басова «В театре», Г. Верейского «В театре. Перед концертом».

Миру театра посвящали свои произведения и вологодские художники. Яркие выразительные образы актеров вологодских театров созданы в портретах кисти В. Корбакова «Артистка Л. Харламова в роли девицы в пьесе М. Горького «Старик», «Актер В. Григорьев в роли Кота в сапогах», «Таня – артистка театра кукол». Для Вологодского областного драматического театра выполняли эскизы костюмов и декораций А. Пантелеев, А. Баканов, О. Пахомов. Театральные фантазии нашли воплощение в живописных полотнах А. Геннадиева, Я. Крыжевского, С. Герасименко, М. Копьева.

Выставка работает до 31 июля.

Вологодская областная картинная галерея