12+

В день рождения Владимира Корбакова «Арт-мозаика» показывает его парящим над Вологдой

Одним из жанров изобразительного искусства является автопортрет – художники уже много веков занимаются этим жанром. Если верно выражение «глаза – зеркало души», то можно сказать, что автопортрет – это зеркало души художника. Ведь именно в автопортрете художник выражает свое самосознание, оценку собственной личности и творческих принципов.

Для понимания пути художника и отдельных его этапов автопортреты дают чрезвычайно важный материал. В каждом автопортрете художник повторяет вопрос, обращенный к себе: «Кто я, что я собой представляю?» Потребность выразить настроение, владеющее им в данный момент, толкает художника к написанию очередного автопортрета.

Вологодский художник Владимир Корбаков (1922 – 2013) не стал исключением и в своем творчестве всегда большое внимание уделял жанру автопортрета. Им написано более 100 живописных и графических автопортретов. Одним из самых значимых из них является «Свободный полет над Вологдой» (1999).

Корбаков был совершенно убежден в том, что художник, желающий создать значительное и оригинальное произведение, должен быть абсолютно свободным перед холстом. Он должен иметь буйную фантазию, необычное воображение и смелость, доходящую до наглости. Эта смелость выражается не только в том, что художник берет надреальные темы, но и в том, что эти сказочные или смешные образы решаются большой реалистической формой. Поэтому зритель верит всем необычным ситуациям, которые художник выдумывает и воплощает на холсте.

Работа «Свободный полет над Вологдой» была написана художником в 1999 году, ровно 20 лет назад, и впервые была показана на выставке «Моя Вологда» в 2000 году. В этой работе Корбаков, с одной стороны, предстает перед нами как художник-чудак, мечтатель и фантазер. Ведь невозможно взлететь в небо на нескольких воздушных шариках! Шариков 13, и это любимое число художника. С другой стороны, в работе отражены некоторые черты характера Корбакова как личности. Мы видим, что для него важны совершенно обыденные вещи: свеча, освещающая путь; часы, отмеряющие время; компас для выбора верного направления; якорь, чтобы сделать остановку; примус со спичками для приготовления еды; ложка, вилка и кружка для трапезы. Корбаков не забыл взять с собой в полет флаг России и флаг с гербом любимого города, что свидетельствует о его патриотизме и любви к родной стране. Летая в облаках на воздушных шариках, Корбаков звонит в свой колокол, не в силах удержать радость бытия и восторг от красоты окружающего его мира. И как одна из красот этого мира – архитектурный ансамбль Вологды, который простирается внизу под «летающим» художником: Софийский собор, колокольня, Воскресенский собор и церковь Александра Невского.

На Владимире Николаевиче его рабочая одежда, цветовая гамма которой похожа на его палитру. На голове художника шляпа как неизменный атрибут его имиджа. Взлохмаченные волосы и перо в шляпе придают Корбакову сходство с птицей. Да и вся его поза напоминает птицу в полете. Мы можем только предположить, что Корбаков мечтал парить в небесах и чувствовать себя свободным. Но мы твердо уверены в том, что ему это удалось: он был свободной личностью и свободным художником.

*** «Арт-мозаика» – совместный проект Вологодской областной картинной галереи и cultinfo.