12+

«Это такая тележка с пьесами»: финал конкурса новой драматургии «Ремарка» проходит в Вологде в рамках Северо-Западного театрального форума

Как сказал художественный руководитель конкурса режиссер Олег Липовецкий, Вологда судьбоносна для «Ремарки»: в 2015 году, когда конкурс неожиданно для организаторов остался без места проведения в Карелии, Вологодское отделение Союза театральных деятелей России проявило заинтересованность в его судьбе, и финал конкурса прошел в Вологде. Именно с этого момента финал «Ремарки» стал выездным – он каждый раз проходит в разных российских городах, которые изъявляют готовность к сотрудничеству. В этом году конкурс «Ремарка» стал самой демократичной и неофициальной частью Северо-Западного театрального форума «Российский театр – ХХI век. Новый взгляд», собравшего на Вологодчине более 280 участников из 38 театров Северо-Западного федерального округа.

Цель конкурса «Ремарка» – знакомить театры с современной драматургией, а драматургам дать возможность увидеть свои пьесы на сцене. В конкурсе участвуют русскоязычные пьесы со всей России, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья. Программа финала включает публичные читки пьес-победителей, в которых участвуют артисты и режиссеры театров города, где проходит финал, обсуждения пьес со зрителями и участниками читок. «От других режиссерских лабораторий «Ремарка» отличается своей миссией, – подчеркивает Олег Липовецкий. – Мы считаем, что мы должны не только устраивать встречи драматургов, театров и режиссеров, но и в принципе сшивать театральное пространство. Нам важно, чтобы в наших мероприятиях участвовало как можно больше театров города и чтобы все они собирались под одной крышей».

«Для чего нужны вообще читки? – размышляет театральный критик Павел Руднев. – Конкурс «Ремарка» становится в последнее время одним из самых ярких, представительных и влиятельных именно благодаря своей удачной форме: это такая тележка с пьесами, которая ездит в разные края и доставляет пьесы до российских театров. Это действительно большая проблема – дистрибуция и «доставка» текстов современных драматургов до театров. Лонг- и шорт-листы «Ремарки» – это то, что должны прочесть все режиссеры и худруки, чтобы выбрать что-то свое для своего театра. Важно и то, что конкурс направлен на развитие местной режиссуры».

«Ремарка – абсолютно свободный и независимый конкурс горизонтальной структуры, - подчеркивает Олег Липовецкий. – В нашей команде работают более 70 человек из разных стран, прежде всего ридеры большой и малой «Ремарки», которые читают и отбирают присланные на конкурс пьесы, а также молодые критики и театроведы, которые пишут статьи, и, конечно, жюри конкурса. У конкурса нет финансирования – оно появляется только в сотрудничестве с конкретным регионом, куда нас зовут провести финал». В этом году конкурсу «Ремарка» исполняется семь лет, а на следующий год финал его пройдет в Красноярске.

Все пьесы, читки и эскизы спектаклей по которым можно будет увидеть в Вологде, выбраны из шорт-листа «Ремарки» этого года художественными руководителями театров. По замыслу организаторов конкурса, так больше вероятности, что какая-то пьеса впоследствии будет поставлена на сцене. Пьесы – финалисты «Ремарки» потом активно ставятся, и это подтверждает вологодский театральный репертуар: среди пьес-победителей прошлых лет, например, пьеса Дмитрия Данилова «Человек из Подольска», премьера которой прошла на сцене Вологодского драматического театра весной этого года.

Кто герой современной драматургии? Обязательно ли это наш современник? Драматург Полина Бородина считает, что нет, но автор, живущий сегодня, всё равно рассуждает о сегодняшнем дне: «Даже если он берет героя из прошлого, он берет его по какой-то очевидной причине в настоящем. Даже если время и место действия пьесы – не здесь и не сейчас, драматург всё равно таким образом как-то разбирается с современностью». Еще одна актуальная тенденция – делать пьесы про антигероев, когда автору интересно наблюдать за человеком, не вызывающим симпатии. Критик Кристина Матвиенко видит особенности современной драматургии в новой природе конфликта: «Это не столкновение и не борьба одного с другим – событие как таковое из драматургии исчезло. В огромном количестве пьес герой является тривиальным человеком, максимально подробно презентующим свой индивидуальный опыт. Это повседневная жизнь, в которой нет никакого интенсива, но при этом она богата по содержанию».

Предварительная регистрация на читки, эскизы спектаклей, мастер-класс и лекции была завершена задолго до начала конкурса – организаторы надеются, что тот интерес, который проявило к конкурсу профессиональное театральное сообщество и публика, он будет иметь успех, молодые драматурги получат шанс на постановку своей пьесы на сцене, а театры – возможность пополнить репертуар спектаклями по произведениям современных авторов.

Программа лаборатории конкурса новой драматургии «Ремарка» в Вологде

Светлана Гришина