12+

«Вологодские художники – театру»: шедевры живописи перенесли на открытки

Портреты актеров, эскизы костюмов и декораций, театральные сюжеты вологжане увидят на открытках, которые в Год театра выпустили Вологодская областная картинная галерея и издательство «Арника». В комплекте «Вологодские художники – театру» 10 открыток в обложке, которую украшает коллаж из вошедших в набор репродукций.

Подбором живописных работ из фондов Вологодской областной картинной галереи занимались главный хранитель областной картинной галереи Любовь Соснина и искусствовед Ирина Балашова. Как отметила Ирина Борисовна, за каждой картиной стоит своя история, в которой переплетаются судьбы героя и художника. Их интересно рассматривать, подмечая детали, ведь у мастеров своя стилистика, свои подходы к изображению театральной жизни, свои средства выражения актерской игры.

Открывают серию репродукции полотен талантливых мастеров, работавших в Вологде в первой половине ХХ века и оформлявших спектакли драматического театра. Это эскиз декорации Н.А. Тусова к спектаклю по поэме В. Каменского «Емельян Пугачев» 1931 года, выполненный в традиционной классической манере, и эскиз декорации В.Р. Воскресенского к оперетте С. Джонса «Гейша».

В наборе открыток представлены три портрета выдающихся вологодских актеров кисти народного художника РФ В.Н. Корбакова. Среди них – портрет заслуженной актрисы РСФСР Любови Филипповой. Она изображена после спектакля с цветами от поклонников. Народная актриса РСФСР Марина Владимировна Щуко предстает в роли Анны в спектакле по повести В. Распутина «Последний срок». Вологжане старшего поколения помнят этот проникновенный образ, один из последних в творчестве актрисы. Несмотря на деревенский наряд героини и драматическое состояние, присущее образу, красивое лицо актрисы узнаваемо.

Народный артист РСФСР Алексей Васильевич Семёнов показан в бытовой обстановке, но его страстная яркая натура и бурный темперамент выразительно переданы живописцем. С образом А.В. Семёнова связана еще одна открытка, на которой изображен рисунок заслуженного художника РСФСР А.В. Пантелеева – эскиз костюма короля Филиппа II к спектаклю по драме Ф. Шиллера «Дон Карлос». В этом костюме Семёнов выходил на сцену, играя короля. «Всё искусство Александра Пантелеева пронизано театральностью, игровой стихией, совмещением образов и метафор, – обращает внимание Ирина Балашова. – Еще на одной открытке изображен «Театральный маскарад» художника – композиция-фантазия, отражающая его богатый ассоциациями внутренний мир. На ней мы видим яркие выразительные образы: трубящую музу, театральные маски, волшебных лошадей… Это картина-ребус».

Учеником А.В. Пантелеева был заслуженный художник России М.В. Копьев, он много и успешно работал в театрах Уфы и Вологды, писал картины о театре. Его полотно «Декламация» выражает как драматическую сущность лицедейства, так и преемственность поколений.

Игровая природа театра проявляется в картине А.А. Баканова «Новый манекен». По мнению Ирины Балашовой, в этой работе скрыта загадка: трудно понять, изображена в театрализованном и немного манерном пространстве реальная девушка, или это манекен.

Завершает подборку открыток эскиз декорации заслуженного художника России О.В. Пахомова. «Сцена встречи героев в спектакле «Метель» по «Повестям Белкина» А.С. Пушкина благодаря монохромному исполнению отмечена предчувствием долгой разлуки, печали и несет пророческий смысл», – считает Ирина Балашова.

На обратной стороне открыток указаны сведения об авторах и их работах, а также есть адресные строки, место для марки и «окошки» для цифр индекса, чтобы можно было отправить по почте памятный привет друзьям или родственникам.

Комплект открыток можно будет приобрести во всех зданиях Вологодской областной картинной галереи.

Кристина Страмова