Когда в Вологде появилось каменное здание железнодорожного вокзала и почему возникла путаница с датой его открытия, рассказала на встрече в областной научной библиотеке пресс-секретарь Вологодского региона СЖД Лилия Сенченко.

Железнодорожный вокзал – первое, что видят многие гости нашего города, и сегодня, бесспорно, это здание является исторической достопримечательностью. Каждые сутки сюда прибывает более 40 пассажирских и пригородных поездов, отсюда ежедневно отправляются в путь 2700 пассажиров.

Лилия Сенченко представила вологжанам итог двухлетних исследований, основанных на периодике конца XIX – начала XX веков, архивных документах, изданиях из собрания Вологодского музея-заповедника и других источниках. Главная задача – определить дату постройки каменного здания железнодорожного вокзала в Вологде: в разных источниках есть расхождения, неизвестен и архитектор, который спроектировал здание.

Изначально датой открытия вокзала считался 1907 год, именно он указывается чаще всего, в том числе в альбоме к 800-летию Вологды. Но детальный анализ ряда документов, фотографий и сопоставление фактов ставит эту дату под сомнение. Другая версия даты возведения каменного здания вокзала в городе, которой придерживается ряд современных историков, – 1896-97 гг. Одним из подтверждений этому является публикация в газете «Вологодские губернские ведомости» от 16 июня 1895 года. В ней сообщалось, что на станции «Вологда» взамен существующего деревянного пассажирского здания будет возведен на новом месте по продолжении Желвунцовской улицы (ныне Зосимовская) каменный вокзал гораздо больших размеров, а прежний будет использоваться исключительно под товарную станцию.

Железная дорога в областной столице была открыта 20 июня 1872 года, ветку протяженностью 196 верст от Ярославля до Вологды построили за два года. Деревянное здание ж/д вокзала располагалось на ул. Фроловской, сегодня здание и площадь перед ним сохранились – это ул. Чехова, 40. Новое здание пришлось возводить, потому что за 22 года привокзальная территория стала густонаселенной, и возможности продолжить строительство дороги в этом месте не было.

Весной 1894 года возобновилось строительство железной дороги – уже в направлении Архангельска. Председатель «Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги» Савва Мамонтов поручил проектирование зданий и сооружений вдоль линии Вологодско-Архангельской железной дороги молодым архитекторам И. Иванову-Шицу и Л. Кекушеву. Все вокзалы на этих станциях были построены в одном стиле, а вологодский – в другом, хотя и в то же время. В Российском государственном историческом архиве Лилия Сенченко обнаружила проект пассажирского здания на станции «Вологда» с пояснительной запиской – эти документы датируются 25 мая 1896 года.

В докладе министра путей сообщения князя Михаила Хилкова об открытии движения по Вологодско-Архангельской линии было указано, что станция «Вологда» со всеми гражданскими постройками введена в эксплуатацию 28 ноября 1897 года. Но первая фотография каменного вокзала сделана вовсе не в день открытия станции, как подписано, а летом. Многие исследователи предполагают, что это 1 августа 1896 года, когда запустили в эксплуатацию первый участок железной дороги длиной 85 верст – от Вологды до остановочного пункта Кубино (ныне Харовск). Есть и еще один вариант даты снимка – 1899 год, когда приезжал великий князь Владимир Александрович, который направлялся из Архангельска в Москву: описание вокзала в этот день, данное в местной прессе, соответствует изображенному на фотографии.

История здания железнодорожного вокзала отражена и на других снимках – от начала XX века до сегодняшних дней. Благодаря цветным фото можно проследить, как менялся цвет здания: бордовый, голубой, синий, серый, белый, зеленый... Сегодня здание выкрашено в цвет, который у него был изначально.

Теги: ВОУНБ
Ирина Сорокина

Новости по теме