Артистам череповецкого Камерного театра все по плечу: поставить эскиз спектакля на высоком уровне они могут всего лишь за шесть дней. Именно столько было дано им и молодым режиссерам из Москвы и Озерска, чтобы представить зрителю проект творческой лаборатории «Опыт первый». И несмотря на название, и публика, и эксперты, и сами участники проекта уверены: первый блин не оказался комом.

1 сентября на театральных подмостках Череповца зрители смогли оценить три эскиза спектакля по пьесам современных драматургов, поставленных молодыми режиссерами: «Саша, вынеси мусор», «Горка», «Точки на временной оси». Надо отметить, что череповецкая публика уже хорошо знакома с подобными творческими опытами. Ровно год назад по инициативе актеров Игоря Горчакова, Никиты Захарова, Михаила Комарицких и Александра Семечкова здесь открылась лаборатория современной драматургии «Четыре Че». Каждый месяц артисты устраивали читки, на которых знакомили зрителя с актуальными пьесами российских и зарубежных авторов. За год на сцене было прочитано около 10 пьес, которые, судя по обсуждениям публики, не оставили ее равнодушной, а самое главное, привлекли в театр молодого зрителя. Актерская команда решила расширить границы и перейти к созданию эскизов. Так родилась идея проекта творческой лаборатории «Опыт первый», на воплощение которой череповецкий Камерный театр получил грант от Союза театральных деятелей. Молодым режиссерам из разных городов было отправлено предложение поучаствовать в лаборатории, и первыми, кто откликнулись, стали Владимир Киммельман и Даниил Романов из Москвы и Никита Золин из Озерска.

Каждый из них выбрал себе пьесу и артистов из труппы череповецкого Камерного для воплощения своих творческих замыслов. Кому-то в этом помогли видеозаписи спектаклей, а кто-то определился с актерским составом, уже приехав в Череповец. Шесть активных дней репетиций, поиски творческого решения – в таком напряженном ритме работали все цеха театра, даже скамейки, на которых сидели зрители, были сделаны специально для лаборатории всего лишь за день до показа. Но такой творческий адреналин, как считают в театре, очень полезен для всех в преддверии нового сезона, потому что позволил после лета быстро прийти в форму.

На лабораторию в Череповец приехали эксперты из Москвы и коллеги из вологодских театров: театровед, театральный критик, помощник художественного руководителя МХАТ им. А.П. Чехова и ректора Школы-студии по спецпроектам Павел Руднев, директор Центра драматургии и режиссуры Анна Волк (Москва), народный артист России, художественный руководитель Вологодского ТЮЗа Борис Гранатов, художественный руководитель Вологодского драматического театра Алексей Ожогин и заместитель председателя Вологодского регионального отделения СТД Ирина Горожанова.

Анна Волк отметила, что была в экспертном совете СТД, когда рассматривали заявки на грант, и ее очень радует результат: «Для меня это праздник, именины сердца. Такой формат открывает много возможностей, с творческих лабораторий и читок начинался и наш Центр драматургии и режиссуры. По мне, такие читки и эскизы – это один из лучших способов понять, какой может получиться спектакль. Здесь за такой короткий срок смогли сделать профессиональные эскизы – это большая удача, потому что режиссеры обычно просят больше времени на подготовку».

«В лаборатории всё возможно: у тебя есть право на проигрыш и никаких штрафов или санкций не будет, а можно, наоборот, всем выиграть, и из эскиза вырастет полноценный интересный спектакль», – считает театральный критик Павел Руднев.

«Для череповецкого Камерного театра такой опыт дал нового зрителя, – отметил директор ЧКТ Леонид Лавров, – Мы убедились, что на лабораториях не существует так называемой «четвертой стены» – у нас завязался диалог с молодым зрителем, которому всё это интересно. А для актеров – нарабатывается инструментарий, идет знакомство с современной драматургией».

Первым свой творческий опыт представил режиссер Никита Золин. Его эскиз по пьесе украинского драматурга Натальи Ворожбит удивил публику своей эмоциональностью, и в этом большой плюс актерской игры Ольги Бойко, Майи Басовой и Сергея Шарыгина. Комедия, где за юмором стоят трагичные события и несложно почувствовать, что скрывается за веселым смехом. Мать и дочь готовят поминальный стол: обминают тесто, лепят пирожки и в то же время общаются с главой семейства, ушедшим на тот свет, ощущают его присутствие, разговаривают с ним. Да еще как! Выясняют отношения, словно он здесь, и в чувствах хором кричат ему: «Саша, вынеси мусор!». Что это – человеческая забывчивость или естественное нежелание расстаться с тем, кто тебе дорог? Но не только проблему отношений в отдельной семье затрагивает автор – в конце всплывает так называемая «украинская» тема: 2014 год – начало военных действий на территории Украины. История завершается воспоминаниями о самом лучшем времени и этой семьи, и ее страны, словно герои и автор пьесы желают вернуться туда, куда вернуться невозможно.

Второй эскиз «Горка» по пьесе Алексея Житовского в постановке молодого режиссера, выпускника Щепкинского училища Владимира Киммельмана еще больше взбудоражил публику, потому что его проблематика оказалась ближе. На обсуждении было много желающих поделиться не только своими впечатлениями от увиденного, но и собственным опытом (разговор об эскизе со зрителями и экспертами продолжился и за чашкой чая в перерыве между эскизами). Зрителям оказалась близка история молодой воспитательницы, которой надо по приказу заведующей детского сада к определенной дате вместе с родителями построить на участке горку, да не абы какую, а выше чем у соседних «Капелек», а еще подготовить с детьми утренник «на высшем уровне». Задача оказывается довольно не простой: родители готовы обсуждать только новогодние подарки; песенку для праздника музыкальный работник выбрала такую, что не только не спеть, но и просто не выговорить. Вдобавок ко всему одного из детей в ее группе два дня никто не забирает из сада, адреса родителей таджикской национальности нет, остается приютить его у себя. Муж, устав от ее работы, сбегает. Как в круговерти всех напастей не сойти с ума?.. Как признался режиссер эскиза, в первую очередь, это пьеса о тотальном одиночестве, хотя затрагивает и человеческие взаимоотношения, и проблему вертикали власти, и много разных нюансов системы образования. «Мне самой пришлось целый год отработать в детском саду, чтобы устроить туда сына, и всё это очень знакомо и близко, – призналась на обсуждении одна из зрительниц. – А здесь уже практически полноценный спектакль, где соединились правда жизни и правда искусства».

Завершил лабораторию эскиз «Точки на временной оси» по произведению Дмитрия Богословского в постановке выпускника ВГИКа Данилы Романова, который погрузил зрителя в философские размышления. Пьеса состоит из десяти несвязанных между собой историй, рассказанных автором на основе фотографий, посвященных конкретным историческим событиям (фотографии есть и в тексте самой пьесы, они же были взяты режиссером для иллюстрации эскиза). Артисты Игорь Горчаков, Матвей Пирушкин и Алена Храмова представили пять эпизодов из десяти: «Конфискация митр» 1921 год, «Трупы убитых животных на театре боевых действий первой мировой войны», «Отец погибшего сына у мемориала 9/11 во время десятых ежегодных церемоний на территории торгового центра», «4 июня 1989 года. Пекин. Китай. Один из демонстрантов противостоит танкам Китайской Народной освободительной армии на демонстрации, посвященной демократическим реформам», «1968 год. Астронавт Уильям Андерс запечатлел взгляд на землю из космоса, во время миссии "Аполлон-8"». Сначала давалось сценическое видение – актеры обыгрывали историю, в конце на экран выводилась реальная фотография события, и зритель мог взглянуть на нее другими глазами, имея в виду рассказанное артистами. Все эпизоды были словно путешествие во времени – «точки на временной оси», как гласило название эскиза. Эскизы порадовали множеством режиссерских и актерских находок, нестандартными сценографическими решениями – в роли танков, к примеру, выступали простые гири и огнетушители.

«Эта пьеса про бесконечно расширяющееся время, потому что тот миг, когда фотографии смотрят на нас, может быть бесконечно долгим, хоть эта растяжимость вступает в противоречие с природой драматического напряжения», – отметил Павел Руднев.

В завершении каждого показа зрителям предлагали высказать свое мнение на обсуждениях, проголосовать за эскиз с помощью специальной анкеты или просто написать свои комментарии и пожелания.

После такой напряженной, но плодотворной работы отдыхать артистам Череповецкого Камерного театра некогда – впереди новый творческий сезон с целой серией премьер, а в начале октября свою работу возобновит творческая лаборатория «Четыре Че», поэтому череповецким зрителям снова будет что послушать и обсудить.

Теги: Камерный театр Череповца
Ирина Сорокина

Новости по теме