12+

От экслибрисов до скульптур: в Вологде открылась выставка произведений членов Клуба графического искусства

В Доме Корбакова открылась выставка произведений членов Клуба графического искусства, пять лет работающего при Вологодской областной картинной галерее.

«Золотой век вологодской графики пришелся на 1970-е годы. Сегодня ее развитие несколько затруднено в связи с изменением процесса книгопечатания и компьютеризацией технологий. Клуб графического искусства существует, чтобы поддержать вологодскую графику, – отметил коллекционер, президент всероссийских конгрессов экслибриса Сергей Птухин. – Графическое искусство дает возможность художникам активно проявлять себя в мировом масштабе. К примеру, работы участника выставки из Череповца Ярослава Макарова были опубликованы в известной энциклопедии «Современные международные художники экслибрисов» (Португалия). Это очень почетно».

В экспозицию вошли работы Владимира Лупандина, Олега Малинина, Дарьи Словцовой, Евгения Шиперова из Вологды и Елены Краузе, Ярослава Макарова, Михаила Матвеева, Николая Дорофеева из Череповца.

Художники представили цветные и черно-белые графические произведения: гравюры, рисунки, пастели, акварели и экслибрисы. «Палитра» сюжетов разнообразна – от монохромных книжных до ярких абстрактных, в которых, кажется, любая деталь наделена особенным смыслом.

Любимые техники художника и видеодизайнера Евгения Шиперова – пастель, тушь, гелевая ручка, гравюра на пластике (высокая печать), компьютерная графика. В числе его работ – как простые, так и «сложносочиненные» композиции, как абстрактные, так и в меру реалистичные произведения, немного фэнтези. Впервые на выставке он продемонстрировал свои творческие достижения в скульптуре. На фоне экслибрисов и гравюр Илья Муромец, Иоганн Бах, Дон Кихот, созданные из тонированного гипса, смотрятся очень органично.

Работы Елены Краузе выполнены в технике диатипии, которая, в отличие от монотипии, построена на принципе двух отпечатков – сначала создается рисунок, и он же потом переносится на другой лист бумаги.

«Стена» Владимира Лупандина пестрит яркими деталями и четкими контурами: его экслибрисы наделены тонким юмором, а цветные графические работы, написанные акварелью или гуашью, отражают богатую художественную фантазию автора. В витрине по соседству с готовыми произведениями можно увидеть наброски промежуточных этапов творчества и понять, как действует, например, принцип цветного оттиска. Для него нужны две дощечки – красная и черно-белая. Важна точная прорисовка контуров и деталей, ведь при наложении друг на друга два изображения должны совпасть в единую картинку.

Дарья Словцова представила портреты, среди которых есть ее собственный, а также изображения Юрия Шевчука и Александра Пушкина. По ее мнению, удачный портрет – это, прежде всего, целостность и гармония. Можно замечательно изобразить отдельные черты лица, но так и не достичь схожести, красоты и индивидуальности в передаче образа человека. Хороший портрет – это целостная картина внешнего облика, слегка приоткрывающая тайну необъятного внутреннего мира человека...

«Нередко графику считают скучной, особенно если она черно-белая, но наша выставка доказывает обратное, она получилась яркой и интересной для зрителей: в ее основе – многообразие сюжетов и идей, – обратил внимание Сергей Птухин. – Почему я люблю экслибрисы? Потому что за каждым книжным знаком стоит его владелец – человек, для которого он был создан. И даже по самому небольшому экслибрису можно понять, кто он, и что его интересует – это как «кроссворд личности» попытаться разгадать».

Выставка продолжит свою работу до 16 февраля (Вологда, ул. Октябрьская, 13).

Кристина Страмова