Выставок Сергея Радюка не было в Вологде 25 лет – к этому своеобразному юбилею и приурочена новая экспозиция в галерее современного искусства «Красный мост». «25 лет спустя» художник показывает свои работы, созданные за эти годы, – они настолько разные, что кажутся написанными разными авторами. Выставка представляет Сергея Радюка как разнопланового художника-экспериментатора. На первом этаже галереи показана серия работ «Осень. Дамы прилетели»: среди призрачно легких пейзажей притаились женские фигуры – эфирные создания в длинных белых платьях и изящных шляпках, как будто гости из другой реальности. Второй этаж отдан серии «Белое на белом»: здесь художник открывает новые возможности белого цвета, через призму которого он исследует духовные, религиозные, философские вопросы. На третьем этаже разместились инсталляции «Стены и пространство» – результаты экспериментов с формой, фактурой и объемом.

«Как художник я сформировался в Вологде, несмотря на то, что образование получал в Минске, – признается Сергей Радюк. – Я приехал сюда, на родину своей жены, в конце 80-х. До этого не знал о Вологде ничего, слышал только знаменитую песню о «Вологде-где». Как-то раз увидел картину «Незабудки» Джанны Тутунджан – картина мне очень понравилась, а уже здесь, в Вологде, я узнал, что ее автор – вологодский художник. Атмосфера города оказалась очень важна для меня. Здесь тогда работало много интересных художников: Пантелеев, Асафов, Корбаков, Копьёв, Савин и многие другие – все, с кем я встречался в течение 10 лет, были для меня знаковым явлением».

В 1995-м Сергей Радюк создал Международную общественную организацию молодых художников «Солнечный квадрат» – по словам художника Ираиды Копьёвой, ее название апеллирует к «Черному квадрату» Малевича. Благодаря энергии и организаторскому таланту Радюка вологодские художники из «Солнечного квадрата» побывали с творческими визитами в 40 зарубежных странах: в Европе, Египте, Индии, Вьетнаме и других. С 1999 году Сергей Радюк живет в Москве, преподавая в собственной студии и продолжая живописные эксперименты.

В творчестве Радюка отчетливо звучит лирическое начало – именно с постоянным поиском способа самовыражения, созвучного внутреннему состоянию, связаны его художественные опыты. «Я пишу в разных стилях: у меня есть реалистические и импрессионистические пейзажи, я люблю модерн и абстрактную картину, – говорит художник. – Каждая новая тема диктует свой стиль, заставляет пробовать новые технические приемы. Люблю экспериментировать и совмещать несовместимое». Наверное, отсюда неожиданные образные сочетания в его полотнах, например, воздушная хрупкость женских фигурок, похожих то ли на бабочек, то ли на ангелов, – и тяжелая громада каменной стены.

Важную роль в мировоззрении художника играет библейская тема – к ней он тоже подходит по-своему: «У меня есть картина «Исход блудного сына» – все пишут его возвращение, а мне хотелось увидеть и показать начало этой истории. Хотя возвращение я тоже пишу, оно у меня еще не состоялось, но по замыслу эти две картины составят диптих. Есть «Тайная вечеря», хочу сделать этот сюжет и в «белой серии». 25 лет работаю над картиной «Явление Христа», но этот холст уже не может ни по фактуре, ни по размеру удовлетворить меня – думаю, что я вернусь к ней по-новому».

В своих инсталляциях Сергей Радюк разбивает пространство холста, делая его объемным и многоплановым. Живопись здесь органично сочетается со свечками, целыми или оплавившимися, с шелухой от семечек, с листами нотных записей, с монетками, пробками и пластиковыми коробочками от акварельных красок. Эта разнофактурность вызывает множество ассоциаций, заставляет вглядываться в детали и находить неожиданную связь между ними.

С точки зрения Сергея Радюка, художник не ремесленник, пишущий красивые пейзажи, – он, как врач, должен ставить диагноз обществу. «Наверное, сейчас надо написать такую картину, чтобы публику стошнило, – только так можно противостоять гламуру, которого везде много, особенно в столице, – размышляет Сергей Радюк. – Может быть, тогда у людей появится желание задуматься: зачем художник это делает?.. А это моя тревога по поводу будущего: иногда мне кажется, что человечество сходит с ума. Мы становимся всё большими потребителями: технический прогресс облегчает нашу жизнь, но люди превращаются в каких-то биороботов. С экранов нам пытаются внушить, что успешный человек – это хороший человек, но это совсем не одно и то же. Но, может, именно благодаря таким старинным городам, как Вологда, у нас есть надежда на какое-то возрождение?..».

Выставка Сергея Радюка «25 лет спустя» будет работать в галерее современного искусства «Красный мост» до 8 ноября. Адрес галереи: Набережная VI Армии, 143. Выходной день – пятница. Вход свободный.

Теги: Сергей Радюк, Красный мост
Светлана Гришина

Новости по теме