12+

«Место действия – наша совесть»: на сцене Театра для детей и молодежи состоялась премьера спектакля «Варшавский набат»

Спектакль по одноименной повести Вадима Коростылёва посвящен последним дням жизни Януша Корчака, знаменитого педагога, врача и общественного деятеля. Премьера изначально была запланирована на апрель – этой постановкой театр предполагал отметить 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Но, по известным причинам перенесенная на осень, премьера нисколько не потеряла в своей актуальности: ведь, как говорится в прологе к пьесе, время ее действия – Вторая мировая война, а место действия – наша совесть

«Это история о стойкости, верности долгу, истинной любви и противодействии человека античеловеческим обстоятельствам», – говорит режиссер спектакля народный артист России Борис Гранатов. Януш Корчак вошел в историю, став олицетворением самопожертвования, как учитель, пошедший на смерть ради того, чтобы до последней минуты оставаться вместе со своими воспитанниками, спасти которых он не мог. Свой след в педагогике он оставил как создатель собственной системы воспитания, основанной на уважении к личности ребенка и его праве прожить собственную жизнь. Воплощением этой системы стала его книга «Как любить ребенка». Ее название словно провоцирует возмутиться: зачем объяснять, как любить – лучше расскажите, как сделать послушным, здоровым, успешным, счастливым и пр. Но Корчак считал, что счастливый и гармоничный человек начинается именно с любви и уважения к маленькому ребенку.

Спектакль Вологодского театра для детей и молодежи «Варшавский набат» (2020) Спектакль Вологодского театра для детей и молодежи «Варшавский набат» (2020) Спектакль Вологодского театра для детей и молодежи «Варшавский набат» (2020) Спектакль Вологодского театра для детей и молодежи «Варшавский набат» (2020) Спектакль Вологодского театра для детей и молодежи «Варшавский набат» (2020)

Эти принципы не были плодом умозрительной теории: жизненный опыт Корчака был достаточно суров и не оставлял места для иллюзий. Родившись в еврейской семье в Варшаве, он с детства чувствовал напряженное отношение к людям своей национальности. Когда Хенрику Гольдшмидту (таково было его настоящее имя) исполнилось 11, у его отца проявилась душевная болезнь. Полагают, что это повлияло на решение Корчака не создавать семью и не иметь детей – он боялся, что недуг может оказаться наследственным. Уже в юности он проявил свой учительский и писательский талант: чтобы заработать, занимался репетиторством и пробовал себя в литературе (в те поры и родился псевдоним Януш Корчак). Однако в качестве профессии он выбрал медицину и имел огромный врачебный опыт: как военный врач прошел три войны – Русско-японскую, Первую мировую и советско-польскую, а в мирное время вел обширную практику. В 1912 году он создает в Варшаве еврейский Дом сирот, воспитанниками которого становятся вчерашние беспризорники. Корчак становится широко известен как писатель и педагог, издает книги, ведет передачу на радио, делится с коллегами своим опытом и изучает чужой.

Начало Второй мировой войны и оккупация Польши ставят еврейское население страны на грань жизни и смерти. Бывшие ученики, а потом участники Сопротивления не раз предлагают Корчаку уехать из страны и спастись из Варшавского гетто, но он всякий раз отвергает эти предложения, до последнего пытаясь спасти своих подопечных. Когда же надежды на то, что детям удастся избежать страшной участи, не осталось, Корчак и его соратники – коллеги по Дому сирот разделили их судьбу: все они погибли в газовой камере концлагеря Треблинка 6 августа 1942 года.  

Спектакль Вологодского театра для детей и молодежи «Варшавский набат» (2020) Спектакль Вологодского театра для детей и молодежи «Варшавский набат» (2020) Спектакль Вологодского театра для детей и молодежи «Варшавский набат» (2020) Спектакль Вологодского театра для детей и молодежи «Варшавский набат» (2020) Спектакль Вологодского театра для детей и молодежи «Варшавский набат» (2020) Спектакль Вологодского театра для детей и молодежи «Варшавский набат» (2020)

Спектакль «Варшавский набат», главным действующим лицом которого является учитель, адресован зрителям от 14 лет. Чем эта история ценна для подростков? По мнению Бориса Гранатова, тем, что говорит о порядочности, соучастии, способности принимать чужое горе как свое собственное. Наверное, образ воспитателя, наставника не случайно вдохновил режиссера на создание этого спектакля: по первому образованию Борис Александрович – педагог. В 1969 году он закончил дефектологический факультет Киевского педагогического института, получив специальность сурдопедагога и дефектолога, после учебы работал в школе для глухих и слабослышащих детей в Киеве.

В спектакле роль Януша Корчака играет Андрей Камендов: в его исполнении это интеллигент до мозга костей, человек порой чудаковатый, но имеющий крепкий внутренний стержень. Его убежденность в торжестве идей гуманизма не может поколебать ни война, ни ежедневная угроза гибели, ни прямое противостояние фашистам – безнадежное, но несгибаемое. На противоположном «полюсе» стоит оберштурмбанфюрер СС, которого играет Александр Лобанцев. Только задушив в себе голос совести, заставив себя видеть в еврейских детях не людей, а «человекоединицы», Конрад Вольф может исполнять и отдавать бесчеловечные приказы. Чудовищность таких представлений о мире подчеркивают образы подростков Млодека и Млады, созданные Василием Лимоновым и Викторией Чудовой: дети в любых обстоятельствах остаются детьми – познавая мир, они нуждаются в защите, заботе и любви. Учитель до последнего пытается оградить их от ужаса, предлагая увидеть в страшном смешное, и на сцене появляются клоуны, словно служащие воплощением добра и зла.

Самым драматичным моментом действия становится последний разговор Корчака и Вольфа: эсэсовец подает учителю пропуск из концлагеря, а тот рвет его, отрезая себе путь к спасению. История о том, что некий немецкий офицер узнал в сопровождающем сирот человеке известного писателя и предложил ему свободу, широко известна. В спектакле же момент нравственного выбора заострен до предела: Корчака пытаются заставить «служить» нацистам, поставив свой авторитет врача и учителя на службу массовому убийству. Всё напряженное действие спектакля убеждает зрителя в том, что этот человек не мог выбрать для себя другого пути. «Это антифашистский спектакль, рассказ о тихом подвиге, о великой душе человека», – подчеркивает Борис Гранатов. Следующий показ «Варшавского набата» запланирован на 19 ноября, и билетов осталось совсем немного. Напоминаем, что в связи с противоэпидемическими мерами в театре разрешено заполнение зала на 50%, зрители для соблюдения социальной дистанции размещаются в шахматном порядке. При себе необходимо иметь защитную маску.

Светлана Гришина