12+

Надев маски: творческий сезон в Вологодском драматическом театре открылся драмой Лермонтова «Маскарад»

Новый творческий сезон в Вологодском драматическом театре начался в минувшие выходные символично – премьерой «Маскарад» по пьесе  Михаила Лермонтова. Планируя  эту постановку еще в начале сезона 2019/2020, ни художественный руководитель театра Алексей Ожогин, ни режиссер – русский француз Владимир Гранов – не думали, что название спектакля будет восприниматься с примесью иного смысла: зрители, рассаженные «в соответствии с требованиями Роспотребнадзора» действительно, были в масках. Но после того как в зале погас свет, всё встало на свои места: сезон все-таки открывается, «Маскарад» все-таки лермонтовский.

Классика на то и классика, что всегда современна. Вот и написанный почти два века назад юным максималистом Лермонтовым «Маскарад» создателям спектакля не пришлось слишком уж сильно осовременивать: темы и проблемы, затрагиваемые в пьесе, касаются самих основ людской психологии, тонко подмечают нюансы человеческих взаимоотношений, которые актуальны во все времена.

Практически у каждого героя этой истории – своя маска. Под ней удобно скрывать душевные изъяны и пороки. Никто тебя не узнал – ты чист перед обществом. Но если вдруг появится «пятно» на репутации – то от слухов и домыслов чистая совесть тебя не спасет. Так случилось с героиней этой истории, Ниной Арбениной (Дарья Костина). У нее как раз маски не было – и потому без этой надежной защиты она стала, с одной стороны, заложницей обстоятельств, с другой – жертвой сплетен.

Ее супруг Евгений (Максим Юлин) – напротив, в начале спектакля предстает в прекрасно подобранной маске (в переносном смысле – главные герои здесь не надевают «вещественных» масок).  Бывший игрок, кутила и развратник отрекся от прошлого и надел маску «завязавшего»: стал примерным семьянином и не садится за игровой стол – разве что для того, чтобы спасти честь проигравшегося друга. Белый костюм, в котором он  эффектно появляется в первом действии, – деталь, нарочито подчеркивающая эту выбранную в качестве нового жизненного ориентира добродетель.

«Маскарад» «Маскарад» «Маскарад» «Маскарад» «Маскарад» «Маскарад» «Маскарад» «Маскарад»

Но маскарад с его случайным стечением обстоятельств неумолим: призванный прятать настоящее под маской, он по факту срывает «маски» с персонажей,  открывая их истинное лицо – лжец, обольститель, подхалим, лицемер, гордец  или  даже убийца.

Браслет, который потеряла Нина, отправившись на маскарад, сыграл с ней злую шутку – заставил мужа усомниться в ее верности. Ухаживания  князя Звездича (Мурад Халимбеков), получившего браслет  из рук прекрасной обольстительницы на маскараде и уверенного, что это Нина, усугубляют интригу. «Помощь» баронессы Штраль (Полина Бычкова), отводящей от себя подозрения, приводит к тому, что общество открыто заговорило об измене молодой Арбениной. Причем сама Нина (человек без маски) не замечает этого покушения на ее честь, продолжает жить в каком-то своем мире, огорчаясь лишь подозрениями горячо любимого супруга. Но цепь этих случайностей (фаталистические мотивы и мотивы игры у Лермонтова – традиционно одни из ведущих в творчестве) и «неслучайностей» (человеческих пороков) заводит слишком далеко. В итоге проигрывают все, затоптав добродетель. Арбенин, скинув маску, уже является к зрителям не в белоснежном костюме, а в черной рубашке и жилетке ярко-красного цвета – цвета гнева и злости. Уже после трагической развязки он беседует с Неизвестным (Евгений Галанцев), своим alter ego, знающим о нем всё и безжалостно рассказывающим об этом и ему самому, и зрителям.

«Маскарад» «Маскарад» «Маскарад» «Маскарад» «Маскарад» «Маскарад» «Маскарад» «Маскарад» «Маскарад»

Интересно сценографическое решение спектакля (художник-постановщик Александр Дубровин). Главным смысловым центром его становится лестница. По ней можно взобраться на самый верх общественного признания и уважения, а можно в один момент оказаться в самом низу, сойдя с ума от ревности и решившись на преступление. Именно на ступеньках лестницы происходят все роковые встречи в спектакле. Вверх по лестнице в конце поднимается надо всеми Нина, как ангел в белом одеянии, не нашедший себе места в мире, погрязшем в пороке.

Ну и, конечно, нельзя говорить о «Маскараде», не упомянув о музыкальной доминанте спектакля, на долю которой приходится 50% успеха: знаменитом вальсе Арама Хачатуряна, написанном им в 1941 году для постановки Московского театра имени Вахтангова и посвященном актрисе Алле Казанской, исполнявшей роль Нины Арбениной. Вальс в российской культуре давно живет собственной жизнью, но в вологодской постановке он «вернулся» в свою первоначальную обитель: именно его накал и драматизм как нельзя более отвечают внутреннему состоянию героев спектакля.

«Маскарад» «Маскарад» «Маскарад» «Маскарад» «Маскарад» «Маскарад» «Маскарад» «Маскарад» «Маскарад» «Маскарад»

В главных ролях «Маскарада» дебютировали два артиста, влившиеся в труппу драмтеатра в этом сезоне: Дарья Костина, исполнившая роль Нины, и Мурад Халимбеков, предложивший достаточно неожиданную трактовку образа героя любовных маскарадных приключений князя Звездича. В его исполнении Звездич вызывает легкое отвращение своими паучьими повадками, кривляниями и ужимками и, пожалуй, выглядит самым современным героем во всей этой истории – как будто попал на сцену прямо из нашей жизни. В целом в спектакле довольно много интересных и удачных режиссерских и актерских находок.

Вдохновиться новой постановкой «Маскарад» в Вологодском драматическом театре в ближайшее время можно будет 23 октября в 18.00. Конечно, не забудьте с собой маски.

Ирина Сорокина, Елена Легчанова