Заявленная тема довольно необычна – произведения, прошедшие реставрацию, редко экспонируются в залах музеев как отдельный проект. На выставке «После реставрации. Живопись XVIIIXX веков» представлены 24 картины и этюда отечественных и зарубежных художников, отреставрированные в 2000–2020 годах в Вологодском филиале ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря.

«Работы получили новое звучание, – отметила директор Вологодской областной картинной галереи Галина Фалалеева. – Безусловно, для экспонирования художественные произведения требуют постоянного участия реставраторов – иногда для восстановления изображения даже необходима объемная научная работа. На выставке мы хотели показать не только ту часть коллекции галереи, которая довольно редко экспонируется, но и труд наших коллег-реставраторов. Помимо представленных картин, на реставрации находятся 20 полотен, и мы готовим еще 13, которые будут переданы в Центр в следующем году».

Сегодня в Вологодском филиале центра имени И. Э. Грабаря работает квалифицированная команда мастеров. Реставрацией представленных на выставке произведений занимались Маргарита Печикина, Дарья Томилова, Юлия Шелкова, Полина Рыбакова. Над восстановлением старинной копии с картины «Молитва» французского живописца Эсташа Лесюэра трудилась Ольга Карпачева.

Представленные картины поступили в фонды ВОКГ в 1950-х годах из Вологодского краеведческого музея и в 1980-е от частных лиц. Посетители увидят произведения неизвестных живописцев, зарубежных художников Герарда де Лересса и Жак-Пьера Валлера, мастеров русского искусства: Владимира Боровиковского, Ивана Айвазовского, Константина Юона, Льва Лагорио и других.

Большое внимание картинная галерея уделяет сохранению и популяризации творческого наследия вологодских художников: Анны Каринской, Феодосия Вахрушова, Евстафия Шильниковского, Василия Сысоева, чьи работы также прошли реставрацию. «Из 24 картин только шесть были в экспозиции галереи, четыре работы иностранных авторов никогда не экспонировались, потому что были в очень плохом состоянии», – рассказала куратор выставки, заместитель директора ВОКГ по научной работе Ирина Балашова.

Обычный посетитель галереи не всегда сможет понять, где была восстановлена утраченная часть живописного полотна – настолько ювелирна проделанная реставраторами работа. Сам процесс довольно длительный и трудоемкий, он требует от реставратора художественного мастерства и предельной сосредоточенности и порой похож на детективное расследование. Ведь прежде чем приступить к воссозданию мазков автора-художника, нужно провести большую исследовательскую работу по изучению стиля художника.

Реставратора масляной живописи 1 категории Юлия Шелкова занималась одной из самых ярких картин в экспозиции – копией фрагмента с парадного портрета императрицы Александры Федоровны 1840-1841 годов. Портрет выполнила шотландская художница Кристина Робертсон, работавшая при дворе императора Николая I. Для галереи это очень ценная работа. Императорские особы не имели возможности позировать всем придворным художникам, поэтому их портреты писали лишь именитые мастера, а остальные делали с них копию. Авторство этой копии 1847 года ранее не было установлено, после реставрации возникло предположение, что картина принадлежит кисти М. Чернышова.

Как призналась Юлия Шелкова, реставрация этого полотна – одна из самых сложных работ в ее двадцатилетней реставрационной деятельности. Над восстановлением картины она трудилась в два этапа – в 2010-2012 годах и в 2019-м. Картина находилась в плачевном состоянии: отсутствие подрамника привело к деформации холста, к тому изображение плохо просматривалось, а часть его была просто утрачена, живопись отставала от основы. На портрете пришлось полностью восстанавливать фрагмент изображения носа, зоны декольте, нижнего края платья, руки. А утраченное уникальное украшение на груди императрицы так и не удалось найти ни на одной из аналогичных копий в разных музеях страны – на оригинале изображен другой комплект украшений. Реставратор не имеет права додумывать, он может только восстановить то, что изобразил художник, поэтому на картине можно рассмотреть лишь оставшиеся фрагменты украшения. Прежде чем приступить непосредственно к реставрации изображения, Юлия Шелкова создала в фотошопе весь потрет и только потом занималась восстановлением. «Наша задача – стабилизировать все процессы разрушения, провести консервацию, чтобы сохранить памятник искусства. Реставрация – это в первую очередь уважение к художнику и его работе, поэтому реставратор никогда не перекрывает автора, ничего за него не дописывает, но в то же время он должен создать целостность картины, чтобы она снова «ожила», – отметила Юлия Шелкова. – В идеале, если зритель не искушен в этом деле, то он не должен видеть всех тонкостей нашей работы».

Среди картин, представленных на выставке, также можно увидеть и другие ценные произведения, среди них – «Лесной пейзаж» конца XIX – начала XX вв. До реставрации у данной картины автор значился как неизвестный художник (Европа, первая половина XIX века). Но в процессе восстановления в правом нижнем углу под лаковой пленкой обнаружили подпись «Ducommun». Это не один автор, а целая артель художников, работавшая в России конце XIX – начале XX веков. Здесь есть и потрет известной актрисы Юлии Борисовой кисти Юрия Пиманова, ряд произведений деревенской тематики Василия Сысоева и другие полотна, которые непременно вызовут интерес посетителей. Выставка не просто гармонично вписалась в общую композицию Шаламовского дома, но и удачно дополнила ее.

Экспозиция «После реставрации. Живопись XVIII-XX веков» работает до 20 декабря.

Теги: ВОКГ, центр Грабаря
Ирина Сорокина

Новости по теме