Спектакль, поставленный Сергеем Закутиным по пьесе Николая Коляды, режиссера и драматурга из Екатеринбурга, рассказывает историю всем понятную. В провинциальном Доме культуры Всероссийского общества глухих работает ансамбль «Наитие», участницы которого – в разной степени пожилые дамы, обремененные не только возрастом, но и проблемами со здоровьем. Но ни старость, ни инвалидность не мешают им репетировать, выходить на сцену и получать удовольствие от творчества. Тем более что руководитель ансамбля, сравнительно молодой баянист, вот уже 10 лет вдохновляет их и на пение, и на кулинарные подвиги для общего застолья, и на то, чтобы продолжать чувствовать себя женщинами.

Пьеса написана в 2010 году и основана на реальном материале: в молодости драматург делал передачу о местном ансамбле инвалидов и хорошо изучил «кухню» художественной самодеятельности. Может быть, здесь и нет выдающихся талантов мирового масштаба, но страсти кипят нешуточные. Благостная картинка триумфального юбилейного концерта в считанные минуты сменяется конфликтом. Участницы ансамбля искренне рады только что отзвучавшим аплодисментам, даже сценические наряды не хотят снимать – праздник же! А у руководителя, оказывается, свои планы на «Наитие» – он уже решил принять в ансамбль солистку: она молода (только что вышла на пенсию), имеет яркую внешность и берет полторы октавы. Поющим бабушкам отводится роль более чем скромная – они будут подпевать ей издалека и в темноте…

Спектакль Вологодского драматического театра «Баба Шанель» Спектакль Вологодского драматического театра «Баба Шанель» Спектакль Вологодского драматического театра «Баба Шанель» Спектакль Вологодского драматического театра «Баба Шанель» Спектакль Вологодского драматического театра «Баба Шанель» Спектакль Вологодского драматического театра «Баба Шанель» Спектакль Вологодского драматического театра «Баба Шанель»

В спектакле Вологодского драматического театра роли участниц ансамбля играют артистки со стажем. Каждая из них, создавая характер своей героини, по-своему включается в общую ситуацию. 90-летняя Капитолина Петровна (засл. артистка РФ Светлана Улыбина) произносит сто раз пошученные шутки, мечтательная Сара Абрамовна (засл. артистка РФ Светлана Трубина) в сотый раз цитирует Ахматову и Цветаеву, староста ансамбля Тамара Ивановна (засл. артистка РФ Наталья Воробьева) пытается «строить» ссорящихся товарок, Нина Андреевна (Светлана Романова) призывает «девочек» веселиться и праздновать, Ираида Семеновна (Ангелина Ноздрина) предвкушает, как попотчует баяниста селедкой под шубой... Перед зрителем предстает компания давно знающих друг друга женщин, которые, как дети, радуются возможности надеть красивый костюм, выйти на сцену, услышать овации, а главное – ощутить себя нужными – родному ДК, зрителям, друг другу и самим себе.

Спектакль Вологодского драматического театра «Баба Шанель» Спектакль Вологодского драматического театра «Баба Шанель» Спектакль Вологодского драматического театра «Баба Шанель» Спектакль Вологодского драматического театра «Баба Шанель» Спектакль Вологодского драматического театра «Баба Шанель» Спектакль Вологодского драматического театра «Баба Шанель»

Новоявленная солистка (Марина Боброва) нарушает эту скромную идиллию – представьте, и самодеятельный ансамбль в ДК для инвалидов может стать полем битвы для честолюбивых натур. Но настоящим шоком для поющих бабушек становится признание руководителя (Андрей Светоносов): оказывается, он давно мечтает о настоящей славе, которой не достичь, работая с бесталанными тетками, от которых «пахнет старостью»… Наверное, и его можно понять, но сам он не понимает, чего лишает уже почти проживших жизнь женщин. Не случайно же каждая из них, пытаясь осмыслить происходящее, оказывается у открытой двери с символичной надписью «Выход»...

Насколько правдив финал комедии, в которой помимо шуток (в том числе весьма «бородатых»), есть и довольно грустные моменты, судить зрителю. Может ли тяга к творчеству объединить людей столь непохожих, так по-разному смотрящих на жизнь? «Творчество – это удивительная вещь, – говорит режиссер Сергей Закутин. – Ты можешь создать свою реальность, устраиваешь свой карнавал и живешь в иллюзиях счастья. Героини спектакля стремятся бороться за себя, за свое место под солнцем, чтобы не оказаться за бортом жизни. Здесь своя эстетика Коляды – карнавализация в быту как механизм, чтобы не превратить жизнь в спитой чай или жеванную жвачку».

Сам Николай Коляда собирался приехать в Вологду на премьеру, однако обстоятельства сейчас не располагают к дальним поездкам. Автор пьесы написал письмо, в котором обращается к исполнительницам ролей в «Бабе Шанель»: «Мои дорогие артистки, занятые в этом спектакле! Я много читал о вас, знаю ваши судьбы в театре и очень надеюсь, что я смог подарить вам всем радость и интересные роли. Знаю про вас, что все вы «не молоденькие» артистки после театрального института, а пожившие и поигравшие на своем веку. Как и я, старая театральная крыса: всю жизнь, с 15 лет в театре и знаю, как и вы, что это за ужасное и прекрасное чудовище под названием Театр. Я вам еще пьес напишу, мои дорогие, чтобы у вас ролей было море, чтобы вы только всегда повторяли эти самые главные слова из пьесы «Баба Шанель»: «Хоть в темноте, но со всеми. Хоть в темноте, но на людях. Хоть в темноте, но в платье и в кокошнике. Хоть в темноте, но на сцене…».

Добавим, что премьеру спектакля посвятили памяти актера Вологодского драматического театра заслуженного артиста России Аркадия Печкина, ушедшего из жизни несколько дней назад.

Теги: драмтеатр, спектакль, премьера, Сергей Закутин
Светлана Гришина

Новости по теме