12+

«Китайские картинки» из Вологды реставрирует Всероссийский центр Грабаря

Семь китайских миниатюр ХIХ века из коллекции Вологодского музея-заповедника реставрируются во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени И. Э. Грабаря.

«Китайские картинки» 1820–1850 годов представляют собой миниатюры с изображением птиц, выполненные на лубе тетрапанакса бумажного (тунцао чжи). Предметы относятся к ранним музейным поступлениям. Исполнены на полупросвечивающей, гладкой и приятной на ощупь поверхности луба с легким серовато-голубоватым оттенком.

Подобные миниатюры изготавливались в мастерских Гуанчжоу, крупнейшего внешнеторгового порта. Они были недорогие, поэтому в огромных количествах вывозились из Китая европейскими путешественниками, солдатами, моряками, купцами и дарились родственникам и друзьям. Художники использовали яркие краски и выбирали в качестве сюжета сценки из повседневной жизни: уличные эпизоды, изображения чиновников и их жен в церемониальном платье, «портреты» императоров и императриц, джонки и виды портовых городов, поимка преступников и их казни, работа ремесленников, природные мотивы, а также традиционный китайский театр.

Миниатюры снабжали своеобразной «подложкой» из плотной бумаги или шелка, окантовывая все это специальной бумажной или шелковой лентой. Музейные миниатюры обрамлены шелковой лентой. Часто «китайские картинки» брошюровались в альбомы или укладывались в специальные коробки. Подобных миниатюр в России сохранилось немного. Ценным для Вологодского музея-заповедника является еще и то, что тунцао чжи поступили в «родной» коробке со стеклянной крышкой (как правило, упаковку не сохраняли).

«Мы с нетерпением ждем окончания реставрационных работ и выражаем глубокую благодарность сотрудникам мастерской реставрации графики, редких книг и документов на бумажной основе Центра Грабаря», – комментируют в музее.

Вологодский музей-заповедник