12+

В Вытегре идет консервация старинного деревянного судна, выброшенного на берег Онежского озера два года назад

Реставраторы «Вытегорского объединенного музея» под руководством сотрудников химико-технологической лаборатории Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР) провели начальные работы по консервации уникального старинного судна XVII века, которое выбросило на берег Онежского озера во время шторма осенью 2018 года недалеко от Вытегры. Обломки «вытегорской ладьи» обнаружил мастер-лодочник Валерий Пирогов. Фрагменты судна длиной 22 метров и шириной 6 метров были разбросаны на расстоянии трех километров.

Силами МЧС остатки подсушенной на берегу ладьи отбуксировали в Вытегру на один из причалов. Зимой 2018–2019 года судно хранилось в деревянном коробе. Весной 2019 года короб удалили, а в июле судно перенесли в ангар, специально построенный для его консервации. Для проведения работ привлекли ведущих специалистов в области сохранения археологических находок из музеев Вологодской области, Арктического музейно-выставочного центра, музея «Ледокол «Красин», Эрмитажа, ГОСНИИР, Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева и других организаций.

С момента обнаружения остатков судна до перенесения в ангар прошло более десяти месяцев, и в этот период времени судно практически находилось под открытым небом. Пребывание археологической находки на открытом воздухе, перепад температуры и влажности, воздействие света и других негативных факторов привело к деформациям и смещениям отдельных участков судна, к глубинному и поверхностному растрескиванию, расслоению и другим дефектам древесины. На основании исследований состояния древесины была разработана базовая методика консервации судна.

Руководитель научно-исследовательского проекта по консервации археологической находки Валентина Гордюшина рассказала ТАСС о проведенных работах: «Осенью 2019 года были проведены срочные профилактические работы для предотвращения дальнейшего растрескивания и деформации древесины. Древесина подсохла, и чтобы спасти судно, мы смачивали и прогревали его поверхность паром, после чего при помощи шприца наносили горячий полиэтиленгликоль – обработку этим веществом широко используют для консервации археологической древесины. Для предупреждения и устранения существующих деформаций, расслоений древесины, смещений отдельных частей судна и других дефектов использовались стягивающие ремни, эластичные бинты, грузы».

Зимой ладья хранилась в ангаре. Запланированные на весну 2020 года консервационные работы в связи с эпидемиологической обстановкой в стране были отложены. В сентябре реставраторы провели детальное обследование судна с фотофиксацией отдельных его участков, отбором проб по глубине массива дерева и оценкой твердости поверхностных слоев. На основании полученных данных были разработаны технологические операции по консервации остатков судна на осенний период времени.

Как отметила представитель ГОСНИИР, в результате предпринятых мер разрушение ладьи удалось остановить. В настоящее время днище судна находится в хорошем состоянии, устранены смещения досок в носовой части, закреплены отслоившиеся участки древесины, уплотнены ее поверхностные слои на большинстве исследуемых участках, наблюдается затягивание мелких трещин. По мнению исследователей, чтобы завершить глобальные консервационные работы, понадобится еще как минимум три года, но для этого необходимо поддержание стабильного температурно-влажностного режима в ангаре.

Согласно выводам ученых, найденные фрагменты являются частью корпуса судна, построенного по древней русской технологии. Такие корпуса из досок, вытесанных топором из распластанных бревен и сшитых еловыми корнями – «вицей», строились до реформ Петра I. Лабораторные исследования подтвердили, что использованная древесина была заготовлена в 1632–1633 годах, а построено судно до 1650 года. Оно относится к местному типу судов для плавания по Онежскому, Ладожскому озерам и Балтийскому морю и представляет группу традиционных русских мореходных судов типа лодий, шитиков, насадов и кочей. Находки подобных судов крайне редки в мировой археологии, а в России памятники подобных размеров деревянного судна первой половины XVII века практически отсутствуют. Похожие остатки судна находятся в Соловецком морском музее, но сохранность их гораздо хуже.

Вытегорские краеведы уверены, что судно построено именно в Вытегре. В XVII–XIX веках город являлся крупнейшим судостроительным центром, здесь действовало несколько верфей, две фабрики для производства парусов, корабелы строили до 100 различных судов в год. Поэтому на гербе города изображена галера. Именно на коче вологодский землепроходец Семен Дежнёв обогнул самую восточную точку Евразии, открыв пролив, который затем получил имя Витуса Беринга.

Уникальную археологическую находку в дальнейшем предполагается музеефицировать и оставить в Вытегре. В Вологодской области реализуется масштабный проект круизного кластера «Русские берега», одним из субкластеров которого является туристический проект «Вытегорье – корабельная сторона». С 2019 года в Вытегре реконструируют городскую набережную. Ранее сообщалось, что вытегорская ладья станет важнейшей частью создаваемой музейной экспозиции на открытом воздухе, посвященной истории судостроения на Русском Севере.

По информации АУК ВО «Вологдареставрация»