12+

Выставка акварели Тамары Рыбаковой открылась в Шаламовском доме

Тамара Петровна Рыбакова – по профессии художник-реставратор, много лет отдала работе в Вологодском филиале Вологодского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря, где работает вместе с супругом, художником-реставратором Александром Рыбаковым. Однако реставрация произведений древнерусской живописи – далеко не единственное направление ее творчества. Тамара Рыбакова известна и как мастер художественного текстиля, и как график, и как художник декоративно-прикладного искусства. Причем во всех ее произведениях, будь то гобелен, рисунок углем, батик или акварель, «просвечивают» традиции иконописи и классической живописи.

Тамара Рыбакова. Натюрморт с дубовыми листьями. 2020. Бумага, акварель Тамара Рыбакова. Натюрморт с кумганом. 2020. Бумага, акварель Тамара Рыбакова. Тыква и бутыли. 2017. Бумага, акварель Тамара Рыбакова. Конец лета. 2016. Бумага, акварель Тамара Рыбакова. Белая сирень. 2017. Бумага, акварель
Тамара Рыбакова. Фестиваль плодов. 2018. Бумага, акварель Тамара Рыбакова. Амарант. 2017. Бумага, акварель Тамара Рыбакова. Натюрморт в красных тонах. 2019. Бумага, акварель

Восстанавливая икону, художник-реставратор идет вслед за безымянным мастером, создавшим ее несколько столетий назад. Поэтому, наверное, не удивительно, что у него возникает желание высказаться и самому, выбрав для этого другие техники, жанры и материалы. «Тамара Петровна – прекрасный рисовальщик, и думаю, что ее обращение к технике акварели было не случайным, – говорит искусствовед Любовь Соснина. – Это для нее своего рода отдушина. Занятия реставрацией – работа очень кропотливая, спокойная, последовательная, где нельзя спешить. Акварель – совсем другая стихия. Причем Тамара Петровна выбрала не классическую акварель, а акварель по сырому. Она более «подвижная», более непредсказуема».

На новой выставке в Шаламовском доме представлены акварельные пейзажи и натюрморты Тамары Рыбаковой, выполненные совсем недавно. Несмотря на кажущуюся статичность натуры, это живая и динамичная живопись. Краска ложится на бумагу, сохраняя прозрачность и позволяя белому листу просвечивать сквозь нее – поэтому акварельные работы кажутся светящимися изнутри. Важно здесь и чувство меры: когда одна краска на сыром листе перетекает в другую, нужно, уметь предвидеть возникающие цветовые сочетания, чтобы не «перегрузить» работу. Любимые темы художницы – природа и архитектура Русского Севера, этим и объясняется выбор жанров.

Тамара Рыбакова. Ильинская часовня в селе Чернышово Усть-Кубинского района. 2018. Бумага, акварель Тамара Рыбакова. Августовский закат в миноре. 2020. Бумага, акварель Тамара Рыбакова. Вид на город Великий Устюг от Дымковской слободы. 2018. Бумага, акварель Тамара Рыбакова. Золотая осень. 2020. Бумага, акварель
Тамара Рыбакова. Осенью перед дождем. 2020. Бумага, акварель
Тамара Рыбакова

«Акварель у меня всегда под рукой, – рассказывает Тамара Рыбакова в одном из интервью. – В реставрации она используется для тонирования утрат, и я обратилась именно к этому материалу, начав писать природу, ее вечную красоту. Все мы в этом прекрасном мире лишь гости, а природа вечна. Над своими пейзажами я работаю на пленэре, где только и происходит настоящее взаимопроникновение с натурой, а букеты пишу в мастерской». «Смотря на ее натюрморты, вспоминаешь московскую школу живописи – художников «Бубнового валета», творчество Петра Кончаловского и Ильи Машкова, – отмечает Любовь Соснина. – Эти мастера опирались на истоки народной культуры, на древнерусское искусство, ставили во главу угла работу с натурой».

Выставка «Мир акварели Тамары Рыбаковой» будет работать в Шаламовском доме до 17 января 2021 года.

Светлана Гришина