12+

«Золотые руки мастера»: в Центре ремесел открылась выставка изделий Евгения Яндовина

Выверенная до миллиметра технология плетения и идеальная геометрия, традиционные формы и их современные интерпретации, красота, прочность и долговечность соединились в изделиях народного мастера России Евгения Яндовина.

Его работы можно увидеть на выставке «Золотые руки мастера» в Центре ремесел (ул. Благовещенская, 20). Шкатулки, короба, кашпо, сахарницы, хлебницы, туеса, подносы, чашки, ложки, декоративные блюда – всего в экспозиции представлено около 40 предметов, созданных из природных материалов.

Евгений Яндовин закончил Ухтинский лесотехнический техникум, а затем Архангельский лесотехнический институт. Работал в разных областях Республики Коми в должностях от слесаря-сантехника до главного инженера предприятия. Осваивать новые для себя ремесла он начал после выхода на пенсию, когда в 2006 году переехал в Вологду из Республики Коми: «Я решил заняться ивоплетением: ходил по всей Вологде, искал, с чего мне начать, кто бы мне показал, как плести изделия из ивы. Но так ничего и не нашел. Однако твердо решил научиться, стал читать книги». Над первой небольшой корзинкой мастер трудился всю ночь – десять часов без перерыва.

Заниматься ивоплетением в качестве хобби Евгений Александрович не желал. Всего за один год он достиг такого профессионализма, что был удостоен звания «Мастер народных художественных промыслов Вологодской области». Спустя пару лет ему покорилось и звание «Народный мастер России».

Евгений Яндовин использует в работе иву, бересту, корни сосны, а еще кап и сувель – так называемые наросты на деревьях. «Корни сосны я добываю на Крайнем Севере, в предгорьях Урала. Там структура дерева совершенно другая, более плотная, гибкая. Когда возвращаюсь в Вологду на поезде с огромными баулами, радуюсь, что у меня есть материал для работы», – рассказал Евгений Александрович.

«Вологодские мастера обычно ивовые прутья распаривают, чтобы кожура легко снималась. Я делаю «насухую». Так на поверхности прута остаются смолы, поэтому изделие получается более качественным и долговечным». К слову, однажды в Белозерске Евгений Яндовин испытал свою корзину на прочность весьма необычным способом – поднял ее вместе с 11-летним мальчиком, который там поместился.

«Работать надо с душой, но при этом должен быть сильный характер. Я очень настырный, требовательный к себе и к своим изделиям», – поделился Евгений Александрович. В подтверждение сказанного он продемонстрировал на примере корзины, что ее основание имеет четкий и правильный овал, ручка находится посередине и строго перпендикулярно, а поверхность изделия ровная, без изломов прута. Такая корзина, по словам мастера, прослужит лет 50, а то и больше. Кроме того, Евгений Яндовин большое внимание уделяет внешнему виду своих работ: «Изделие должно украшать. Я плету так, чтобы с корзинкой можно было пойти и в лес, и в магазин, и в баню. И во всех случаях будет красиво и удобно».

В качестве профилактики от грибка мастер советует обрабатывать изделия в крутом соленом растворе – после таких «уходовых процедур» износа им точно не будет.

«Красота, эстетика, мастерство!», – заведующая художественным отделом Вологодского музея-заповедника Елена Лубенцова высоко оценила работы Евгения Александровича и отметила, что они имеют огромную ценность для следующих поколений.

Плетеные и резные изделия Евгения Яндовина будто наполнены солнечным светом и теплом, хочется не только рассматривать их, но и украсить ими интерьер жилища. Впрочем, супруга мастера так и делает: подставку для дров интересной формы она использует как кашпо для кактусов. Трехлетняя внучка в сплетенной из корня шкатулке хранит бантики, а друг Евгения Александровича уже четыре года ходит по деревенским улицам в лаптях. Пожалуй, это и есть ответ на распространенный вопрос, как вещи, созданные по старинным традициям, использовать в быту.

Выставка «Золотые руки мастера» будет работать до 13 декабря в Центре ремесел.

 

 

 

Кристина Страмова