На малой сцене Вологодского драматического театра состоялась премьера моноспектакля «Чернобыльская молитва» в постановке литовского режиссера Линаса-Мариуса Зайкаускаса. Премьера была намечена на март 2020 года, но из-за объявленного в регионе режима повышенной готовности смогла состояться только в декабре.

Основой сюжета стал фрагмент из одноименной книги белорусской журналистки и писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе Светланы Алексиевич, а именно – документальная история «Одинокий человеческий голос». Это монолог Людмилы Игнатенко – вдовы пожарного, тушившего 4-й атомный энергоблок Чернобыльской АЭС ночью 26 апреля 1986 года. Пронзительную и трагическую историю женщины, которая жива до сих пор, рассказала молодая актриса Валерия Трунёва – исполнительница главной и единственной роли. Валерия – выпускница РАТИ (ГИТИСа), пришедшая в Вологодский драмтеатр в прошлом сезоне, но уже успевшая сыграть в нескольких новых постановках театра и сейчас решившаяся на индивидуальный проект.

«На сцене только я, микрофон и документальная хроника на экране. Для меня это первый опыт работы в моноспектакле, – поделилась она. – По ночам учила текст, изучала детали аварии, смотрела интервью. Работать с материалом было сложно: всё это, конечно, очень тяжело для восприятия».

 «Чернобыльская молитва» – это спектакль о мужестве людей, привычный мир которых оказался разрушенным в один момент. Каждое слово, записанное Светланой Алексиевич, отзывается болью: «Никто не говорил о радиации. Горожане несли хлеб из магазинов, открытые кулечки с конфетами. Пирожные лежали на лотках. Обычная жизнь. Только... мыли улицы каким-то порошком».

Это спектакль о безграничной любви и самопожертвовании молодой женщины, жизнь которой навсегда разделилась на счастливое ДО и страшное ПОСЛЕ.

«Вы должны не забывать: перед вами уже не муж, не любимый человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения. Вы же не самоубийца. Возьмите себя в руки», даже эта оглушительная правда не стала приговором для Людмилы Игнатенко. Она носила под сердцем ребенка, но все 14 дней, пока муж мучительно умирал от лучевой болезни, была рядом. «Я все хотела ему делать сама. Если бы я могла выдержать физически, то я все двадцать четыре часа не ушла бы от него. Мне каждую минутку было жалко... Минутку и то жалко...». Вслед за мужем Василием Людмила Игнатенко потеряла дочь Наташу – она умерла спустя 4 часа после рождения, приняв весь радиационный удар на себя.

О самых тяжелых моментах Валерия Трунёва говорит шепотом, потом срываясь на безмолвный плач, переходящий в истерику.

Пронзительности действию на сцене добавляет экран, на котором в самом начале идут черно-белые помехи, а дальше всплывают кадры документальных хроник. Меж ними прорываются фотовоспоминания из прошлой жизни, на которых Василий и Людмила Игнатенко запечатлены улыбающимися и счастливыми. Единственная декорация небольшой стеллаж, на полках которого можно увидеть советские игрушки, фотоальбом и снимок сына Людмилы Игнатенко, который родился через несколько лет после трагедии.

 «Чернобыльская молитва» стала второй работой литовского режиссера Линаса-Мариуса Зайкаускаса в Вологодском драмтеатре, которую он успел подготовить до объявления пандемии коронавируса. Первой постановкой стал чеховский «Вишневый сад», который также ждет своего часа, чтобы предстать перед зрителем.


Следующий показ спектакля «Чернобыльская молитва» состоится уже в новом году, 28 января.  

Кристина Страмова

Новости по теме