Знаете ли вы, какое место в нашей области называют столицей северного льна и подвесных мостов? Это Верховажье, небольшое село с богатой историей.

Верховажье встречает приезжающих гостей невероятными видами. Этот край нашей области отличается особенным рельефом. С многочисленных холмов можно увидеть, как далеко – до самого горизонта – расстилаются снежные поля и густые леса, а где-то на другом краю села дымит натопленная печь.

«Видно, что это городское поселение: дома стоят ровно, по «красной линии». Это был Верховажский посад, и четверть домов принадлежала купцам. По уровню заявленного капитала мы занимали третье место в области! Некоторые купцы даже торговали с Китаем через Иркутск и Нерчинск. Магазины были в Вологде, Ярославле, Архангельске, Москве, а жили купцы здесь. Что их заставляло оставаться в глубинке – неизвестно. После революции богатых торговцев потихоньку вытеснили отсюда, но дух богатого купеческого городка сохранился. Мы мечтаем слово «посад» вернуть», – рассказывает Сергей Истомин, заведующий духовно-просветительским отделом Верховажского районного Центра традиционной народной культуры.

В 18 веке при Екатерине II был издан указ, согласно которому 400 городов России были перестроены по определённой схеме, чтобы облегчить проезд через них. Верховажье попало в этот список, а уникальная планировка главной исторической площади сохранилась до сих пор. Улицы как бы выходят из углов большого ромба. Благодаря этому при въезде с любой стороны можно увидеть сразу два фасада храма Успения Божией Матери – центрального объекта села. Он был заложен в 1755 году и выглядел совсем иначе: внутри и снаружи храм украшали живописные орнаменты и позолота, а над селом возвышалась огромная колокольня, сравнимая по размерам с колокольней Софийского собора. В советское время храм был разорён, а колокольня разрушена. Чтобы восстановить прежнее великолепие, нужно огромное количество средств.

В маленьком Верховажье, по оценкам ленинградских учёных, приезжавших в село в начале 1990-х, насчитывалось 39 памятников архитектуры. Однако их количество постепенно сокращается. Неравнодушные жители села стараются спасти оставшиеся купеческие дома, составляют документацию для того, чтобы здания признавали объектами культурного наследия.

Ещё одна визитная карточка Верховажья – дом купца Нератова. Он был построен в псевдорусском стиле, а украшает его особое килевидное завершение с витражами – «кокошник». Раньше в нём находился Верховажский историко-художественный музей.

На улицах Верховажья можно найти редкие образцы старинной северной архитектуры с её особыми чертами. К примеру, дом с мезонином или дом с епанчой – четырехскатной кровлей с горизонтальным ребром сверху. Самое старое здание Верховажья было построено в начале XIX века, большинство деревянных зданий того времени сгорело в сильном пожаре 1879 года. Сохранились дома более поздней застройки, сейчас в них располагаются музей, Школа искусств и Дом художника имени В. А. Михалёва.

Верховажский район считают районом подвесных мостов, здесь их называют «лавами». С них открывается вид на реку Вагу, Пестерёвскую рощу и другие природные красоты края. Особое внимание гостей Верховажского района привлекает Шелота – небольшое село, которое славится своими пейзажами. Полюбоваться шелотскими видами приезжают художники, работают там на пленэре. Весной в Шелоте проходит традиционный межрегиональный фестиваль «Троица», собирающий гостей со всей области на народные гуляния. А в августе туда съезжаются лучшие гончары России на Международный керамический фестиваль. В музее Верховажья можно посмотреть – уникальную коллекцию посуды и предметов интерьера, которые были созданы во время фестиваля.

Производство льняных изделий всегда было важным занятием жителей Верховажского района. Сейчас это ремесло стараются возрождать. В верховажском Центре традиционной народной культуры есть особая экспозиция «От семени льна до полотна». Там можно поучаствовать во всех этапах производства льняной ткани.

Ещё одна изюминка Верховажья – православный камерный театр. Его труппа – жители села всех возрастов. Репертуар разнообразен – от классических произведений до зарисовок об истории села. Каждый спектакль репетируется несколько месяцев, а затем показывается в театре два раза в неделю, собирая полный зал зрителей. «На наш взгляд, театр должен воспитывать и просвещать. И если на спектакле не поплакали и не посмеялись – это плохой спектакль», – считает Сергей Истомин.

Верховажье – хороший пример того, как нужно относиться к культуре своего края. Его жители стараются всеми способами сохранить уникальный облик села. Верховажане с радостью готовы принять гостей из других районов и городов нашей страны, чтобы рассказать о своей истории и о традициях края.

***

Материал подготовлен по итогам информационного тура в Верховажье, организованного специалистами филиала «Усадьбы Вологодчины» АУК ВО «Вологдареставрация». Участники поездки посетили сохранившиеся купеческие дома села, в том числе усадьбу Цуварева (XIX в.), объект культурного наследия регионального значения, и здание бывшей земской школы (1870-е гг.), выявленный объект культурного наследия. С Верховажьем и его архитектурой гостей познакомили Надежда Макаровска, начальника управления культуры и туризма администрации Верховажского района; Ирина Дубова, директор Верховажского районного историко-художественного музея; Сергей Истомин, заведующий духовно-просветительским отделом Верховажского районного ЦТНК.

Теги: Верховажье
Полина Кононова, студентка 4 курса филологического факультета ВоГУ