Наверное, не случайно она родилась в самый «мужской» праздник – 23 февраля. Руководить сложноорганизованной махиной под названием «театр», да еще и вывести этот театр на международный уровень под силу только женщине с сильным и волевым характером. Сегодня 55-летие отмечает директор Вологодского театра кукол «Теремок» Елена Бухарина.

Елена Алексеевна – уникальный театральный руководитель. И это не дежурный комплимент юбиляру. Образование, опыт работы, тонкий вкус, аналитический ум и интуиция помогли ей сделать из вологодского «Теремка» театральный бренд. Сюда охотно едут выпускники театральных вузов (при том, что вузов, выпускающих актеров-кукольников, можно пересчитать по пальцам одной руки), работать в «Теремке» соглашаются интересные, яркие режиссеры. Вологодский театр кукол становится желанным гостем на всевозможных фестивалях, с большинства из которых привозит лауреатство. А в 2014 году спектакль «Теремка» удостоился и высшей театральной награды – «Золотой маски». 

Конечно, все это благодаря большой работе всего коллектива театра. Но есть в этом и заслуга директора, мудро сохраняющей сложносохраняемое: баланс между свободой актерского творчества и строгой внутритеатральной дисциплиной.

Мало кто знает…

Про жизненный путь Елены Бухариной широкой общественности известно немногое. Наверное, потому, что сама Елена Алексеевна из скромности предпочитает говорить о своем детище-театре, а не о себе. Например, мало кто знает, что «на заре туманной юности» она около года сама работала актрисой Вологодского театра кукол. В театре даже сохранилась кукла из ее любимого спектакля «Золотой цыпленок». Спектакль с таким названием идет в «Теремке» и сейчас – правда, уже в другой редакции. Но для Елены Бухариной тот, прежний «цыпленок», конечно, милее и дороже.

Наставником по кукловождению для меня была Лена Тадлова, она была первый исполнителем цыпленка, я ввелась позже. В том спектакле было много песен – как сейчас помню мою партию «Самая лучшая мама на свете – это, конечно, мой папа». Пели вживую, без всяких микрофонов и подзвучек. А мелодия, под которую пели, была записана на магнитофон «Комета» – такой огромный чемодан с бабинами. Я училась его включать и перематывать и всё боялась, что пленка порвется.

Именно тогда Елена Алексеевна оценила всю сложность работы артиста-кукольника.

Это и физически сложная работа, и в голове надо многое перестроить. Я очень долго привыкала к тому, что ты находишься за ширмой и тебя не видно, и важно совсем другое, а не твоя психофизика. Очень сложно научиться выражать «тонкие душевные переживания» через предмет. Много времени я тогда провела с куклой перед зеркалами в фойе.

Мало кто знает, что по первому образованию Елена Бухарина – режиссер драмы, закончила Ленинградский государственный институт культуры. Факультет назывался КПРФ – факультет культурно-просветительской работы, на котором были различные творческие отделения. Елена Бухарина была самая младшая на своем курсе.

 – На режиссуру люди поступают осознанно, чаще всего уже с каким-то образованием, опытом. Кто-то из наших даже в кругосветное плавание сходил. Большинство на курсе было парней, девчонок было меньше, я удивлялась, что меня взяли. Кстати, я вообще была уверена, что поступаю на актрису. Это ведь сейчас есть интернет и можно посмотреть, где какие вузы, специальности, правила поступления. У нас же ничего этого не было. Где-то в 10-м классе в магазине «Кругозор» около моста 800-летия я купила справочник вузов страны и очень обрадовалась, когда узнала, что в Питере есть ЛГИТМиК. Но когда приехала поступать, у них экзамены уже закончились, а в институте культуры документы еще принимали.

Экзамены шли очень долго – Елена даже успела устроиться на работу слесарем по ремонту газового оборудования. Ленинград остался для нее городом мечты – говорит, что и сейчас может пройти по Русскому музею с закрытыми глазами и провести экскурсию.

Раекъ

Этот знаменитый любительский театр Вологды стал знаковым и в судьбе Елены Бухариной. Еще учась в школе, она стала заниматься в предшественнике «Райка» – «народном ТЮЗе», который располагался в здании Дома культуры на Набережной VI Армии.

– На прослушивание туда меня притащила одноклассница – она была, как сейчас бы сказали, очень стильная и почему-то решила, что будет круто заниматься в театральной студии. Помню, как мы долго искали этот ДК – была весна, конец мая, и нам сказали, что занятия будут только со следующего учебного года. Но на следующий год я туда уже пришла одна – подруга передумала.

В театре студийцы проводили массу времени. «Народный ТЮЗ» стал кузницей кадров для многих вологодских (и не только) театров. В студии в это время занималась, например, Ирина Зубжицкая – известный режиссер, ставящий спектакли по всей России.

Это как раз были годы, когда открывался нынешний вологодский ТЮЗ. Приехали молодые артисты из Новосибирска, все такие талантливые, энергичные. Поскольку их здание реконструировали, они репетировали в нашем помещении. А еще к нам приезжали практиканты из института культуры, в котором я потом училась. Помню, мы ходили с ними на субботники в ремонтирующийся ТЮЗ, мыли люстры, прибирались. И были первыми зрителями – тогда выпускали спектакль «Прости меня» по Виктору Астафьеву, который потом получил госпремию. Грандиозный был спектакль.

В Раекъ (преемник «народного ТЮЗа») судьба привела Елену Бухарину и потом, в конце 1990-х – уже в качестве руководителя, после института культуры, с опытом работы в нескольких драматических театрах страны.

Раекъ тогда уже существовал при Городском дворце культуры на Ленина. У нас сформировался сменный репертуар, наши спектакли (например, «Посидим, поокаем» по Писахову) часто показывали по областному телевидению. Мы – народный молодежный театр – даже стали лауреатами 2 степени Всероссийского фестиваля «Культурные герои XXI века», который инициировал Сергей Кириенко с целью найти таланты в провинции. В театре мы проводили дни и ночи. Команда была мощнейшая, ребята подобрались просто замечательные. Многие потом стали артистами, многие – успешными в других сферах людьми. Лена Плаксина – актриса в «Современнике», Эля Орлова – кандидат экономических наук, Андрей Орлов – успешный бизнесмен, Саша Федорчук – архитектор, Аркаша Поляков – известный художник, Олег Памятов – наш Дед Мороз, у Коли Атабекова частный театр в Москве, Миша Ишков – психолог, бизнес-тренер, Денис Романенко – поэт, организатор литературного клуба «Новый Диоген», Марина Ишкова сделала впечатляющую карьеру экономиста, Люда Махова сейчас работает в театре кукол на Сахалине, Костя Лапин – режиссер, бизнесмен и т.д. И мы до сих пор собираемся вместе, устраивая встречи выпускников Райка – нас тянет друг к другу. Это о многом говорит.

 Здесь же, при «Райке», практически «сыном полка» рос сын Елены Алексеевны Арсений.

Между «Теремком» и «Теремком»

Между первым приходом Елены Бухариной в Вологодский театр кукол в качестве юной актрисы и вторым, уже в качестве директора, – дистанция длиной почти в 20 лет. Кроме упомянутого народного театра «Раекъ» здесь были Вологодский, Владимирский и Архангельский драматические театры.

Это были 90-е годы, очень интересный период в истории нашей страны, сильно отразившийся на судьбах людей. А на судьбах людей, связанных с театром, и подавно. Они порой складывались как-то невероятно, в любое другое время такие сценарии были бы невозможны. Что касается меня, то, сделав большой жизненный круг, я опять вернулась в Вологду в 1997-м.

Семь лет Елена Алексеевна отработала на областном радио – вела рекламные передачи. Но (творческий человек!) даже к рекламе она подходила творчески: из не связанных между собой разрозненных рекламных объявлений делала целые сюжетные истории, для которых писала специальные сценарии. А опыт административной работы, помимо «Райка», она получила еще и в пресс-службе Вологодского подшипникового завода, которую также какое-то время возглавляла.

Территория риска

Обратно в «Теремок» Елена Бухарина вернулась не в самый простой период его жизни. Театр с богатыми традициями, с устоявшимся костяком труппы, но молодежи практически не было. Нужно было выстраивать отношения с коллективом по-новому, уже в качестве руководителя, что тоже не всегда было просто. Хотя большая часть труппы ее поддержали, потому что поняли, что пришел свой человек, который знает все их трудности изнутри.

 Аналитический склад ума плюс большой опыт работы подсказывали Елене Алексеевне, куда нужно двигаться, чтобы не допустить стагнации.

Я для себя сделала вывод, что самое главное в театре – репертуар. Если репертуара нет, то любые ухищрения, реклама, модные названия – все будет бесполезно, особенно в таких небольших городах, как наш. А чтобы в театре был репертуар, для этого надо, чтобы воедино сошлось очень много разных обстоятельств. И вот – начинаешь эти обстоятельства складывать, как пазл.

Во-первых, труппа. Труппа должна быть профессиональная, готовая к выполнению сложных творческих задач. Актер-кукольник – это синтетический актер, который должен уметь делать все: двигаться, петь, показывать фокусы, жонглировать, управляться с самыми разными куклами. В труппе обязательно должна быть молодежь. Чтобы «подтянуть» в театр молодых артистов, Елена Алексеевна ездит в вузы, где готовят кукольников, смотрит дипломные спектакли и экзамены, разговаривает с педагогами.

– Интересных выпускников разбирают еще до выпускных экзаменов. С кем-то я беседую индивидуально, предлагая работу в нашем театре. Иногда собирается весь курс, я рассказываю про театр, смотрю, кто откликнется. Никогда не обманываю, не обещаю ничего сверхъестественного, потому что у нас, скажем так, не самые заманчивые условия. Жилья своего нет, зарплата на сегодняшний день не самая лучшая по стране. Но что точно обещаю –это интересную работу.

Второй кит, на котором стоит успех театра, это хорошая и разноплановая режиссура.

– Мы много работаем с приглашенными постановщиками. Опыт «Теремка» доказывает – когда актеры имеют возможность познакомиться с разными режиссерскими школами, от каждого наставника вбирая лучшее, это благоприятно сказывается на труппе. Режиссеры приезжают к нам, потому что в театре сложилась очень хорошая и профессиональная труппа и художественные цеха. А ведь во многом это репертуар вырастил артистов. И у зрителей появляется завидный выбор очень самобытных спектаклей.

В-третьих, должна быть материальная база – чтобы все идеи режиссера и художника воплотились на должном уровне. Нужен грамотный маркетинг – чтобы продвигать творческий продукт. Есть множество примеров, когда прекрасные спектакли пропадали втуне, потому что не нашлось сил, чтобы продвинуть их, сделать нужную «обертку», заинтересовать зрителей. Творчество – всегда территория риска.

Ну и в-четвертых, дисциплина в театре тоже должна быть, но специфическая. С одной стороны – должны быть железные правила. С другой – должна быть свобода творчества. Нужно найти баланс, чтобы все это сочеталось, нельзя уходить в крайности. И все это – задачи директора театра, с которыми Елена Алексеевна блестяще справляется.

Жизненное кредо

Жизненный принцип Елены Бухариной – «век живи, век учись». Она всегда открыта новым знаниям и старается применить их в работе. В «довесок» к институту культуры она, уже работая руководителем театра, выучилась на режиссера театра кукол в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма в Москве, а сейчас заканчивает Школу Дадамяна (Высшую школу деятелей сценического искусства) по специальности «Менеджмент сценического искусства».

***

Как известно, лучше всего человек раскрывается в быстрых ответах на короткие вопросы. Мы предложили юбиляру ответить на несколько таких вопросов.

Блиц от Елены Бухариной:

Какой спектакль «Теремка» вы любите больше всего?

– Из взрослых больше всех, наверное, «Кармен» и «Дионисия». А из детских – «Балду» и «Мишука». Хотя у нас столько хороших спектаклей, и все они такие разные, что назвать фаворитов очень трудно.

В каком месте на земле вы бы хотели побывать и почему?

– Я много где была. Раньше очень хотела побывать на Камчатке – и желание сбылось, впечатления просто космические. Мечтаю теперь когда-нибудь с театром съездить туда на гастроли. А из тех мест, где не была – хочу побывать в Антарктиде и Новой Зеландии. Древнее и «нетронутее» Антарктиды ничего нет, а Новая Зеландия – это, на мой взгляд, какое-то сказочное место с удивительной природой, где нет никаких вредных животных и растений; «колыбель человечества».

Что вы больше всего цените в людях?

– Честность, ум и доброту.

Каким будет, на ваш взгляд, Вологодский театр кукол через 50 лет?

– Через 50 лет? Главное, чтобы он был (улыбается). Надеюсь, он не станет электронным. Хочется, чтоб он оставался таким же рукотворным, таким же волшебным и живым. И таким же молодым, как сейчас.

Правда, что у женщин, рожденных 23 февраля, мужской характер?

– Есть такое. Хотя я по гороскопу рыбы – двойственный и противоречивый знак. И у меня с одной стороны есть какие-то такие мужские качества, а с другой стороны, наоборот (улыбается).

Что вы считаете своей самой большой удачей в жизни?

Наверное, то, что я всегда занималась тем, что мне нравится, что мне интересно. А это большая удача – всегда заниматься любимым делом.

Теги: Елена Бухарина, Теремок
Елена Легчанова

Новости по теме