12+

«В душе я больше романтик»: любимица филармонической публики Лариса Пилинская отмечает юбилей творческой деятельности

Певицу Ларису Пилинскую прекрасно знают все, кто бывает на концертах в Вологодской филармонии. Ее светлое лирическое сопрано полюбилось многим поклонникам академического вокального исполнительства, а образы, создаваемые ею в детских музыкальных спектаклях, надолго запоминаются подрастающей филармонической публике. Тонкий артистизм, искрометный юмор, разнообразие эмоциональной палитры и, конечно, голос-колокольчик: всё это про Ларису Пилинскую, уже четверть века дарящую свое искусство родному зрителю.

22 февраля в большом зале филармонии пройдет юбилейный творческий вечер артистки, посвященный 25-летию ее творческой деятельности. В концерте примут участие друзья и коллеги певицы – Камерный оркестр филармонии и Мужской хор, солисты Владимир Болдырев, Сергей Калинов, Антон Николаев, концертмейстер Ирина Малинина и ведущая Елена Смирнова.

А 20 февраля в 18.00 в Персиковом и Золотом залах филармонии откроется фотовыставка, посвященная этапам творческого пути Ларисы Пилинской.

Накануне юбилеев принято вспоминать, «с чего все начиналось». В случае с Ларисой Пилинской выбор жизненного пути, связанного с музыкой, не был таким уж очевидным. Родители – люди из рабочих, и музыка в семье хоть и звучала, но чаще в качестве застольного пения на семейных праздниках. Хотя отец, вспоминает певица, самостоятельно выучился играть на гармошке и хорошо подбирал на слух.

Сама Лариса закончила 5-ю музыкальную школу Вологды (до сих пор вспоминает любимого педагога – Татьяну Андреевну Чебыкину, которая была практически второй мамой), затем – Вологодское музыкальное училище. «На 4 курсе училища я участвовала в студенческой постановке «Евгений Онегин», – рассказывает певица. – Пришли мои родители, и когда они услышали меня в главной роли Татьяны – в один день решили, что я поеду прослушиваться в Саратовскую консерваторию. К счастью, я туда сразу поступила. Тогда были непростые времена, и я благодарна родителям, что они меня поддержали и помогли получить хорошее образование».

Мама Ларисы Пилинской, Маргарита Петровна, недавно отметила 80-летний юбилей. Сейчас она – самая большая поклонница творчества дочери, присутствует почти на всех значимых концертах. «Мои мама и сын – это мой самый надежный тыл. Они знают тонкости моей работы, знают, какие бывают трудности и всегда меня поддерживают», – делится певица.

А трудности в работе филармонической певицы прежде всего в том, что нужно быть универсальной: утром ты поешь в сказке для детей – одним голосом, вечером работаешь серьезный репертуар для подготовленного зрителя – уже совершенно другим. «В один и тот же день ты то мяукаешь в роли кисы в детском спектакле, то поешь Чайковского, Рахманинова и Глиэра», – улыбается Пилинская.

«В консерватории нас все время вели как академических, серьезных певцов – мы исполняли арии, серьезные романсы, вокализы: и это правильно, – рассуждает певица. – А работа в филармонии предполагает большое количество музыкальных театрализованных представлений, в том числе – для детей. Здесь нужен не только вокал. Нужно уметь двигаться, говорить; нужна непосредственность, легкость. Хорошее чувство юмора. Нужно научиться быть разной – часто не такой, какая ты на самом деле. Например, в музыкально-театральной программе для взрослых «Музыкальный Декамерон» я играю крестьяночку – абсолютную дурочку, над которой издевается итальянский мачо (музыка – «Дон Жуан» Моцарта). Во время объяснения надо было стоять на скамейке минут 20 – на каблуках, да скамейка довольно хлипкая. И при этом петь! Поначалу для меня это было испытанием. А сценка эта очень полюбилась зрителям, мы ее работаем на различных праздниках и она неизменно принимается “на ура”. И хорошо, что зритель не видит, что артисту сложно – значит, хорошо справляемся».

На выставке, которая сегодня вечером откроется в филармонии (и которую можно будет увидеть перед юбилейным концертом в субботу, 22 февраля), представлены фотографии из нескольких музыкальных спектаклей с участием Ларисы Пилинской в постановке вологодских режиссеров Александра Волотовского, Якова Рубина, Сергея Закутина. Певица расскажет о наиболее запомнившихся ей образах и о работе над ними.

У каждого исполнителя есть любимые жанры. Ларисе Пилинской по темпераменту ближе оперетта и русский классический романс. «Оперный драматизм – не мое, – говорит певица. – Голос у меня светлый, высокий, и партии очень романтические, легкие, виртуозные, колоратурные порой – там по своей природе не может быть драматизма. И в душе я больше романтик».

Отдельный пласт творчества певицы – это музыка Валерия Гаврилина. В ее репертуаре – почти все вокальные произведения, написанные Гаврилиным, как в дуэтном исполнении, так и в сольном.

Как у каждой творческой личности, у нее есть свои мечты. Лариса Пилинская признается, что мечтает спеть полностью какую-нибудь оперетту в сопровождении Камерного оркестра филармонии.

«В филармонии работать очень интересно и очень трудно одновременно, – говорит артистка. – Что бы ни случилось: болею ли, дома что-то не в порядке, просто забыл текст – зритель не должен этого заметить. Только раз в жизни, еще очень молодой, я не смогла сдержать эмоций и прослезилась во время исполнения романса. Сейчас такого, конечно, нет: всё приходит с опытом. Свобода появляется только с годами. Через 25 лет на сцене я абсолютно свободна».

Подводя итог определенному творческому этапу в жизни, Лариса Пилинская признается, что ни на минуту не пожалела, что выбрала этот путь. «Я очень люблю свою профессию, своего зрителя, который всегда тепло принимает. Бесконечно уважаю своих коллег, которые меня всегда поддерживают. Приглашаю всех на юбилейный творческий вечер 22 февраля – правда, мне сказали, что билетов уже осталось очень мало. Но тем, кто придет, гарантировано отличное настроение и много прекрасной музыки. Будут и сюрпризы!».

Елена Легчанова, фото cultinfo и Вологодской филармонии