23 февраля этого года исполнится девять лет, как Джанна Таджатовна Тутунджан ушла из жизни. Член Союза художников СССР с 1964 года, в 1972-м она стала заслуженным художником РСФСР, в 2004-м – народным художником России, в 2005-м была награждена серебряной медалью Российской академии художеств, а в 2007-м избрана членом-корреспондентом РАХ. Творчество Тутунджан заслужило столь высокое признание не случайно: уникальность ее таланта, виртуозное мастерство и глубокая философская наполненность работ ставят ее в один ряд с крупнейшими российскими художниками. С ее многочисленных живописных полотен и графических листов на нас смотрят лица русских крестьян, жителей северной деревни, которая для нее, армянки по происхождению, стала второй родиной.

«Меня не столько интересует этнографическая сторона дела, сколько духовное состояние, – говорит Джанна Тутунджан в одном из интервью, фрагмент которого был показан на вечере памяти в Доме Корбакова. – Говорят, что имя на человека влияет. Слово «джан» означает «душа». Дав мне это имя, меня приговорили к тому, чтобы я больше интересовалась не поверхностью, а тем, что внутри. Меня не интересует оболочка – меня интересует суть». Эту «суть» русского человека она понимала через красоту северной природы, труд на земле, сопричастность к жизни своего рода – предков и потомков. Не случайно одним из лейтмотивов ее творчества стала тема материнства, нашедшая воплощение во многих картинах. Одна из них – шедевр 1976 года «Гори ясно», изображающий молодую мать с младенцем на руках.

Именно эта картина послужила основой для продолжения проекта Вологодской картинной галереи «Увидеть мир искусства», в ходе которого резчик по дереву Евгений Курочкин, мастер народных художественных промыслов Вологодской области, создает резные «копии» известных картин вологодских художников. Эти тактильные картины помогут слабовидящим и незрячим людям представить творчество вологодских мастеров. Первой такой картиной стала «Старая Вологда», созданная на основе одноименного полотна народного художника России Валерия Страхова. На вечере памяти Джанны Тутунджан художник и галерея представили новый тактильный экспонат – «Гори ясно».

Память о Джанне Тутунджан живет в сердцах вологжан, теперь к ее творчеству смогут прикоснуться и те, кто не может увидеть ее картин. И тем не менее, все выступавшие на вечере говорили о необходимости помнить о художнике деятельно. Сос Мурадян, заместитель председателя «Ассамблеи народов Вологодчины», предложил выставить в Вологде хранящуюся у него мозаику Тутунджан, искусствовед Наталия Серова вернулась к теме переименования улицы Воровского в улицу Тунуджан. Журналист Дмитрий Шеваров, обозреватель «Российской газеты», много лет работавший в Вологде и хорошо знавший художницу, предложил бы провести ее выставки в Армении и Москве, а в Вологде сделать постоянную экспозицию ее полотен – его слова передала собравшимся Наталия Серова: «Джанна – сокровище, и держать ее работы под спудом – большой грех. Нельзя держать солнце взаперти». «Сопредседателем справедливости» назвал Джанну Тутунджан председатель Вологодского отделения Союза художников России Николай Мишуста: «Я рад, что в документах о выдвижении ее на звание народного художника стоит моя подпись. Она была честью и совестью нашего Союза, а ее творчество – это портрет ее души».

«Учась в Суриковкском институте, Джанна Таджатовна занималась в мастерской мозаичиста, и у нее была такая дерзкая мечта – создать лик России, – рассказывает искусствовед Ирина Балашова. – Поскольку она художник-реалист, ей нужно было вдохновиться реальным живым человеком, но в Москве она такое лицо никак не находила. Когда муж, художник Николай Баскаков позвал ее в Вологду, она с радостью поехала, бросив московскую квартиру и прописку – нынешняя молодежь этого не поймет. Уехала и никогда не жалела. И именно в вологодских деревнях она нашла этот лик России, который запечатлевала всю жизнь».

Теги: ВОКГ, вечер памяти, Джанна Тутунджан
Светлана Гришина

Новости по теме