12+

«Живое перо» Екатерины Пальгуновой: в Вологде работает выставка каллиграфии

Тонкие линии, вензеля, изысканные росчерки, восточные орнаменты, русская вязь… Искусство изображения слова красиво и загадочно – в этом убеждает выставка каллиграфии «Живое перо» в художественном отделе Вологодского кремля. В экспозиции представлены 54 работы Екатерины Пальгуновой из Ярославля. Они объединены в циклы: «Русская вязь», «Цитаты знаменитых людей», «Произведения Серебряного века», «Девочки». В виртуозных строчках каллиграфа – цитаты Ивана Тургенева и Бориса Пастернака, Анны Ахматовой и Иосифа Бродского, Льюиса Кэрролла и Астрид Линдгрен, а в акварельных и карандашных картинках – образы любимых героинь: Хозяйки Медной горы, Снежной Королевы, Гермионы, Алисы в Стране Чудес…

«Для меня каллиграфия – это искусство, в котором написанное перестает быть просто текстом. Это особое художественное произведение со своей эстетикой, напрямую связанное с книжной графикой, миниатюрой. Изящное, тонкое, ювелирное. Некоторые произведения Екатерины – это ребусы и шарады, которые требуют не просто прочтения, но и понимания того, как текст связан с оформлением», – отметила на открытии выставки заместитель директора по научной работе Вологодского музея-заповедника Ирина Соколова.

Екатерина Пальгунова в прошлом банковский работник. Она признается, раньше коллеги часто просили подписать открытку или диплом. Процесс выведения букв оказался настолько завораживающим, что каллиграфия стала для нее не просто увлечением.

«Я беру перо, тушь и пропадаю в своем удивительном мире на час-два. Необязательно пишу цитаты, чаще разрабатываю стили прописных букв, чтобы они эффектнее смотрелись. Букву О я написала примерно три тысячи раз. В век скоростей и информации мое творчество – настоящий релакс: медленные движения, осторожный нажим… – поделилась Екатерина. – Каллиграфический текст читать тяжело, в нем много выносных элементов, которые находят друг на друга, и строчки иногда сливаются. Но оттого интереснее расшифровать написанное и понять его суть. Все цитаты, что мной написаны, передают образы и эмоции. У меня есть работа, посвященная Великой Отечественной войне. Она очень выразительна, хотя в ней нет красивых кружевных росчерков, выносные элементы оформлены, как слезы – на конце идет уширение».

В основе работ автора – академическая каллиграфия. Сейчас она более предметно обратилась к восточным, древнерусским орнаментам, русской вязи… «В одной из последних работ, выполненной вязью, использован интересный прием – когда слово поворачивается на 90 градусов по часовой стрелке четыре раза. По такому же принципу раньше строились русские орнаменты в вышивке. Отчасти, в этом заложен и посыл произведения. Я считаю, что каждый человек должен возвращаться к своим корням – обернуться назад, вспомнить родителей, бабушек, дедушек, их заветы и наставления».

Куратор выставок галереи «Красный Мост» Мария Жаренкова поделилась впечатлениями от работ Екатерины: «Для русского человека слово – основа его жизни. Художники в своих произведениях всегда были связаны со словом, ведь русская традиция живописи – повествовательная. Внимание к слову, к букве через свою руку с чернилами – это волшебный мир. На выставке мы видим каллиграфию, связанную с русской традицией, вязь, которая открывает экспозицию, – высказывания, поговорки, пословицы всем нам очень близки».

Екатерина Пальгунова работает с детьми – занимается исправлением почерка, прививает любовь к чтению через каллиграфию, стремится, чтобы они не просто написали цитату, а задумались, что несет эта фраза, и захотели прочитать произведение. Среди ее учеников есть и взрослые: «Женщины и мужчины приходят с работы уставшие, погружаются в творчество – час проходит настолько быстро, что расходимся с сожалением».

«У меня нет художественного образования, я рисую по чутью. Тонкие воздушные фигурки органично смотрятся с письмом. Использую в работах блеск, стекло, пластик, декоративные элементы… Ученикам интересно, каким получится результат, и иногда они сами подсказывают сюжеты будущих произведений – так, например, у меня появились героини из современных фильмов – Гермиона, Дейнерис…».

«Каллиграфия удивительна: на острие пера сосредоточены легкость, эстетика, глубина мысли. Выставка Екатерины Пальгуновой не терпит суеты. Каждую работу хочется медленно рассматривать, следить за линией пера. Росчерки гармонично сливаются с рисунком, дополняя его и формируя образ. Девочки легки и даже Баба Яга так хороша, словно приглашает к диалогу», – отметила заведующая музеем «Вологда на рубеже XIX-XX веков» Марина Критская.

«Залы художественного отдела стали уютным и теплым пристанищем для моих работ, которые, надо заметить, очень органично вписались в старинную архитектуру. Камерное пространство создает особую атмосферу. Вот где поистине можно ощутить связь времен! Кстати, вологжан, искренне влюбленных в каллиграфию очень много. Я почувствовала, что и организаторы, и гости со мной на одной волне», – поделилась Екатерина Пальгунова.

6 марта в пространстве выставки состоится мастер-класс Екатерины по весенней открытке.

Выставка работает до 24 мая.

 

 

Кристина Страмова