12+

Владимир Хробыстов: «Сякухати – это особенный мир, один из самых бездонных по выразительности...»

Накануне в галерее «Красный Мост» прошел музыкальный вечер Владимира Хробыстова, на котором талантливый музыкант представил гостям произведения на старинных японских флейтах сякухати, хитоёгири и древнейшем славянском инструменте – свирели.

Программа «Сверх звука» – это не концерт, а настоящее «музыкальное размышление»: каждый слушатель может дремать, погружаться в свои мысли или, наоборот, избавляться от них, проникаясь звуком. Музыка японских флейт сильно отличается от привычной нам «западной традиции» – это медитативные «звуковые вибрации», пронизывающие время, помогающие познать себя и стать частью великой восточной культуры. «Для нас с вами важна не мелодия, а именно тот момент, который мы сейчас проживаем, соприкосновение с нашим внутренним миром. Эта музыка призвана приоткрыть человеку то, чего он пока еще о себе не узнал. Сознание – вот, что действительно важно...» – настроил слушателей на нужный лад Владимир Хробыстов.

Будучи на первый взгляд простым инструментом, флейта обладает богатым тембром и спектром возможностей воспроизведения самых разных звуков природы: от шума ветра в соснах до журавлиной трели и одинокого крика косули в лесу. Разновидноcтей флейты сякухати, известной с VII века, очень много. Стандартная длина флейты 1 сяку и 8 сун, что и определило название флейты («сяку» – это единица длины, равная примерно 30 см, «сун» – около 3 см, а «хати» – восемь). В течение вечера Владимир сыграл на нескольких японских флейтах. Первую правильнее назвать «ни-сяку-йон-сун» (длиной 2,4 фута) – это более низкий, медитативный инструмент. Вторая – «однокольцевая» флейта хитоёгири. У нее всего 4 отверстия и более высокое звучание, близкое к нашей свирели.

По словам Владимира, сякухати – это лучший музыкальный инструмент для тех, кто хочет научиться играть в 50-летнем возрасте, хотя это один из самых сложных инструментов, и освоить ее можно только при помощи учителей. Недаром старые мастера, игравшие на сякухати, изучали одну пьесу всю жизнь. «Я никогда не перестану изучать эту „звуковую поэзию“. Сякухати – это особенный мир, один из самых бездонных по выразительности. Он отличается от привычных нам представлений о музыке, – размышляет Владимир Хробыстов. – Вы можете вырезать флейту из куска дерева, сыграть на ней и сразу выбросить. Затем сделать новую флейту – эта музыка не обязывает нас ни к чему не привязываться». У каждого музыканта пьеса звучит по-разному, поэтому вы нигде не сможете услышать такое же исполнение классической пьесы «Хон-Ширабе», старинной японской пьесы «Три долины» или пьесы «Один, два, три», как у Владимира.

Пьеса на флейте хитоёгири «Тихая бухта» – это воспоминания о Сахалине, где Владимир в 2017–2018 гг. выступал в Южно-Сахалинском городском камерном оркестре в качестве первого гобоиста. Также на этой флейте он сыграл самую древнюю из известных японских мелодий «Колокол пустоты», пьесу «Падающие листья» и «Руки, сложенные для молитвы».

Ноты для японских флейт тоже заметно отличаются от привычных нам: они представляют из себя не обычные нотные записи, а каллиграфически выполненные табулатуры с использованием иероглифов. Дополнительные линии, точки и прочие пометки носят уточняющий характер и касаются варьирования высоты звука, его продолжительности и динамики. Ноты в данном случае – это лишь узнаваемая канва, но каждый мастер играет мелодию по-своему.

Владимира привлекают не только японские, но и древние славянские музыкальные инструменты: «Мы очень мало знаем о музыке, которая звучала на этой территории раньше, но мы можем догадываться о ней по дошедшим до нас конструкциям инструментов. Свирель – это очень простой инструмент, но она позволяет нам узнать о том, как звучала музыка еще в домонгольский период». Размышляя о древней славянской музыкальной традиции, Владимир приводит интересный пример. Еще недавно, каких-то сто лет назад, пастухи управляли стадами без кнутов – они обходились рожками, дудочками, свирелями, и животные хорошо понимали эти звуки. Когда пастух брал себе учеников, первое, чему он их учил, была игра на музыкальном инструменте.

Следующий вечер духовой музыки в исполнении Владимира Хробыстова пройдет в галерее «Красный мост» 27 мая.

 

 

Евгений Кондратов