12+

О легендарном военно-санитарном поезде №312 расскажут в областной библиотеке

Поделится с вологжанами историей подвижного состава пресс-секретарь Северной железной дороги Лилия Сенченко, самостоятельно изучавшая факты жизни легендарного поезда. Встреча состоится 17 марта по адресу: ул. М. Ульяновой, д. 7, зал № 6. 

Военно-санитарный поезд №312 считался образцовым. За годы военной службы, которая началась 26 июня 1941 года, личный состав поезда внёс множество новаторских предложений по улучшению организации и условий перевозки раненых в тыл. Состав обслуживало 75 работников самых разных специальностей – врачи, медсестры, санитары, железнодорожники, повара.

Военно-санитарные поезда часто сравнивают с кровеносными сосудами и называют легендой военной медицины. Показательными являются воспоминания военкора Веры Пановой, которая описала своё первое знакомство с поездом так: «… На дальних запасных путях, возле какого-то длинного зaбopa, стоял красавец поезд: свежевыкрашенные темно-зеленые вагоны, алые кресты на белом поле; на окнах – ослепительной чистоты полотняные занавески ручной вышивки. Невдомек было мне, когда я с крохотным моим чемоданчиком входила в штабной вагон, какую роль в моей судьбе сыграет этот поезд, вернее – люди, к которым я иду». После войны она опубликует о этом поезде повесть «Спутники».

Личный состав ВСП-312, не дожидаясь возвращения в депо, сам занимался покраской обгоревших вагонов и менял выбитые стёкла. Во время порожних рейсов часть поезда превращалась в передвижную мастерскую со столярными, токарными, сапожными и ткацкими вагонами. Чего только там не производили – от обуви до полок и шкафчиков. Из металлических банок из-под тушёнки мастерили кружки, тёрки, лейки и прочее. Была собрана сотрудниками поезда также и большая библиотека. Работа в ВСП кипела всегда. 

Во время длительных вынужденных стоянок экипаж «добывал» работу на «большой земле». В колхозах помогали убирать картошку, зерно и т.д. В Галиче на станции помогали перегружать торф, в Карабанове участвовали в ремонте биологической станции для текстильного комбината, в Костроме восстанавливали разрушенный водопровод. Небольшие заработанные средства шли на покупку материалов для поезда или в помощь фронту. Уже в 1942 году за инициативность и преданность своему делу коллективу ВСП-312 вручили переходящее знамя распределительного эвакуационного пункта (РЭП) № 95. 

К концу войны поезд прошёл 200 тысяч километров. За это время было перевезено свыше 25 тысяч бойцов. В конце 1945 года поезд был расформирован, и начала жить легенда о нём. 

Начало мероприятия в 18 часов. 

Вход свободный.

12+

Вопросы по телефону 8 (8172) 76-95-33 или на vologda_reader@bk.ru.

Вологодская областная научная библиотека