12+

Итальянский архитектор Элизабет Фабри осталась в восторге от реставрации Кирилло-Белозерского музея-заповедника

Самый крупный в Вологодской области федеральный объект культурного наследия – ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря – посетила итальянский архитектор-реставратор Элизабет Фабри.

Экскурсию по отреставрированным объектам и памятникам архитектуры, где работы ведутся в настоящее время, для профессионала и членов ее группы, состоящей из вологодских и московских архитекторов, провели Сергей Куликов, главный архитектор проектов ФГУП ЦНРПМ, и заместитель генерального директора музея по реставрации Ольга Вороничева.

Архитекторы побывали в Вологодской, Казанской, Московской и Белозерской башнях, с удовольствием прогулялись по стенам Нового города, где с интересом рассматривали настоящую кирпичную кладку XVII века, оригинальные доски XVIII века, снятые с кровли Казанской башни, и любовались великолепными видами ансамбля монастыря, открывающимися с галереи фортификационных сооружений.

«Это волшебное место! Сказочное! Особенно зимой! – поделилась впечатлениями Элизабет Фабри. – Я уже посетила несколько монастырей России, но не таких размеров, естественно. Здесь хоть и не полностью все отреставрировано, но можно видеть многие образы того, что будет реализовано в будущем. Благодарю руководство Кирилло-Белозерского музея-заповедника и архитектора-реставратора Сергея Куликова за приглашение в Кириллов. Когда мы поднимались по стенам и башням крепости, было видно, что этот монастырь построен в строгих правилах, придерживаясь строгих норм. Это ощущается!»

Удивить итальянцев в России было чем – в Кириллове они познакомились с одной из первых каменных построек XV века – Успенским собором, посетив который, архитекторы пришли в восторг. Их изумили фрески, реставрация которых позволила совершить целое научное открытие. Так, в алтарной части было раскрыто множество композиций, которые «прятались» под слоем масляной живописи на протяжении почти двух сотен лет. Отдельное внимание гости уделили иконостасу XV века этого собора, дошедшему до наших дней в наиболее полном виде.

Здание Трапезной палаты архитекторы исследовали полностью, побывали в экспозиции, посвященной истории Кирилло-Белозерского монастыря, где познакомились с бытом монахов, реликвиями, хранящимися в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, – вещами, принадлежащими по преданию самому основателю монастыря – преподобному Кириллу Белозерскому. Гостей поразил вес вериг, которые святой носил на своем теле – более десяти килограммов.

Заместитель генерального директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника по реставрации Ольга Вороничева поделилась с гостями планами по организации на территории музея гостиницы и кафе: «Кафе будет устроено в Косой башне, а в прясле стены, между Косой и Белозерской башнями, откроется гостиница на 40 мест. Памятники ни коим образом не пострадают. Для номеров гостиницы мы используем первый и второй ярусы стены XVII века в пределах Тюремного двора».

«Постояльцам повезет, – заметили архитекторы. – Они смогут засыпать и просыпаться в историческом месте в аутентичных интерьерах».

Более трех часов итальянские и русские архитекторы рассматривали памятники Кирилло-Белозерского музея-заповедника. В завершении встречи Элизабет Фабри заключила: «Я принимала участие в реставрации оперного театра «Ла Скала» в Милане и театра в Неаполе «Сан-Карло». Это была грандиозная работа на площади 3000 квадратных метров. Для нас эта площадь реставрации представляется огромных размеров; для России она, возможно, выглядит весьма небольшой. Я думаю, размеры реставрационной деятельности, которая осуществляется в Кириллове, показывают, какая это огромная страна, и я могу с уверенностью сказать, что здесь работают профессионалы, с которыми приятно оказаться в тандеме!» Прощаясь с Государевой крепостью, Элизабет Фабри выразила надежду побывать здесь вновь.

Кирилло-Белозерский музей-заповедник