12+

Музыканты японского ансамбля «HIDExHIDE»: «Мы верим, что в музыке каждого народа живет его душа»

Вчера на сцене Вологодской филармонии в исполнении музыкального ансамбля «HIDExHIDE», воплощающего в своей игре лучшие черты многовековых традиций японской музыки, прозвучали мелодии народных японских музыкальных инструментов. Артисты Хидэки Оноуэ и Хидэки Исигаки приехали на Вологодчину уже во второй раз. В этом году они выступили совместно с известным японским пианистом Вакимару Дзюнъити, с которым сотрудничают уже на протяжении 10 лет. Общалась со слушателями и переводила музыкантов, даже несмотря на то, что коллектив неплохо научился приветствовать зал по-русски, бессменный продюсер ансамбля в России, востоковед Татьяна Наумова.

Как и 8 лет назад, зал принял артистов с огромным восторгом. И не просто так – традиционная восточная музыка трогает до глубины души, помогая забыть о насущных проблемах и наслаждаться моментом. В какой-то момент понимаешь, что любая услышанная на концерте мелодия вполне могла бы стать саундтреком для твоей жизни – наверное, поэтому музыка к компьютерным играм и аниме, написанная артистами, становится такой популярной в Японии. Композиции раскрывают темы, близкие каждому – любовь, расставание, одиночество. Они рассказывают о многом, нам, европейцам, непонятном – о самураях, полных решимости, или волшебной земле с золотыми рисовыми полями. Загадочный и глубокий мир народной музыки позволяет лучше понять душу японского народа. Чего только стоят названия композиций: «Чистое зеркало», «Весеннее море», «Луна над старым замком»… Музыканты исполнили и произведения более знакомых нам композиторов – Таривердиева, Рахманинова, Бородина и многих других. В исполнении музыкантов даже прозвучала композиция «Тысячествольная сакура» в авторской аранжировке, написанная «Вокалоидом» – искусственным интеллектом.

Развитие музыки в Японии шло по отличному от европейской музыки сценарию. В традиционной японской музыке нет четкого ритма, а музыкальные интервалы более близки естественным ритмам человеческого дыхания, чем точным математическим расчетам.

Хидэки Оноуэ играет на трехструнном щипковом инструменте «сямисэн», особенностью которого являются шелковые струны и звукоизвлечение с помощью плектра (прародителя современных медиаторов). Хидэки Исигаки – исполнитель на бамбуковой флейте «сякухати». Как рассказал музыкант, в древности на них играли странствующие монахи – бывшие самураи. Оба инструмента попали в Японию из материкового Китая более 400 лет назад и стали неотъемлемой частью японских музыкантов и сказителей. В Японии вообще очень сильны традиции домашнего образования и народной музыки. Участники ансамбля – тоже потомственные музыканты. Они начали постигать музыкальные азы еще у своих родителей, известных в Японии артистов.

«Конечно, существует ряд национальных особенностей, связанных с мелодическим строем и видом музыкальных инструментов разных стран, но, вероятно, по большому счету, музыка всех народов мира имеет единую основу. Мы верим, что в музыке каждого народа живет его душа. И нам хочется, чтобы через наши, традиционные японские инструменты российские зрители почувствовали душу Японии», рассказал ансамбль перед туром журналу «Музыкальный клондайк». По словам артистов, японские слушатели очень сдержанно выражают и одобрительное, и прохладное отношение к выступлению, реакция же российских слушателей, как правило, более откровенная – и в случае, если им нравится, и наоборот. Это заставляет не расслабляться, всегда быть в хорошем тонусе, поэтому музыкантам так нравится выступать для российской публики.

Впервые коллектив выступил в Вологде в рамках концертного тура еще в далеком 2011 году. Благодаря победе в I международном конкурсе «Терем Кроссовер» ансамбль получил возможность организации гастрольного тура под патронатом Союза концертных деятелей России. «Мы смогли проехаться по 8 городам России, в числе которых была и Вологда. Тогда нам оказали такой душевный прием, мы встретились с приятными и душевными людьми и просто попали под обаяние города. Поэтому в этот раз, когда я выстраивала концертный тур, я опиралась на опыт прошлых поездок. Одной из первых филармоний, куда я написала, была Вологда, и именно из Вологды откликнулись быстрее всего. Сами музыканты с огромным теплом вспоминали город и очень хотели попасть сюда. Мы чувствуем, что все это не зря – во время концерта рождается магия взаимной симпатии, которая остается в душе надолго», – поделилась с журналистами Татьяна Наумова.

Татьяна работает с коллективом с 2008 года, когда ансамбль впервые приехал в Россию для создания альбома на основе аранжировок музыки Микаэла Таривердиева. Этот альбом аранжировок для сямисэна и сякухати получил название «Ностальгия» («Песня о далекой родине») и стал действительно важным событием в музыкальном мире – до этого такого еще никто не делал. В этом году в рамках тура ансамбль побывает в 6 городах: Белгороде, Москве, Вологде, Калининграде, Советске и Перми.

В каждом новом городе артисты сотрудничают с местными музыкантами, что, по их мнению, идет на пользу и тем и другим. Например, в Вологде артисты подготовили два совместных номера с ансамблем русской народной музыки «Солнцеворот». Такая интерпретация двух известных произведений прозвучала на сцене впервые. «Нам действительно хотелось порадовать как старых друзей, так и тех, кто придет впервые, чтобы каждый смог найти что-то интересное для себя. Поэтому мы попытались включить в программу самые яркие запоминающиеся мелодии из прошлого тура, а также новые номера», – рассказал Хидэки Оноуэ.

Музыканты даже успели прогуляться по городу, а Вакимару Дзюнъити, который в отличие от своих коллег был в городе впервые, даже приобрел на память вологодское кружево. «Город по-прежнему прекрасен: старинные церкви завораживают, Вологда пленяет своей красотой. У меня в памяти остался прекрасный зал филармонии, гостиница – все выглядит так, будто я вернулся в старое знакомое место, чему очень рад», – поделился впечатлениями о городе Хидэки Исигаки.

Кондратов Евгений