19 апреля исполняется 80 лет заслуженному художнику РФ Генриху Асафову, члену Союза художников России.

Генрих Асафов создал яркий, оригинальный и самобытный стиль, соединяющий традиции народного творчества, иконописи, достижений русского авангарда, избрав в самом начале творческого пути близкую ему тему северной деревни. Живопись Асафова – ода крестьянину и его тяжелому труду. В своих полотнах художник передает искреннюю любовь к родной земле, к труженикам, ко всему тому, что видел в детстве.

Генрих Алексеевич Асафов родился 19 апреля 1940 года в деревне Чирково Усть-Кубинского района. Детство его пришлось на трудные военные и послевоенные годы – ни о каком специальном обучении речи не было, хотя родители были не чужды творчества: отец – деревенский кузнец, мать – кружевница.

Спустя годы Генрих Асафов закончил Ярославское художественное училище. До поступления в училище он почти не рисовал: на вступительных экзаменах, по его воспоминаниям, его ставили в тупик вопросы о пейзажах и натюрмортах – он просто не знал, что это такое. «Ну, ты чай пьешь? – спросили в приемной комиссии. – Вот и нарисуй чашку с ложкой – будет натюрморт». Спустя 5 лет Генрих Асафов с отличием защищает диплом, берет направление и уезжает на Сахалин работать в школе учителем рисования. Затем – армия, поступление в Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова и учеба в одном из лучших художественных вузов страны на монументальном отделении, в мастерской Клавдии Тутеволь, ученицы Александра Дейнеки. Здесь в период расцвета «социалистического реализма» под влиянием основных художественных течений 60-70-х годов, в первую очередь «сурового стиля», начинает формироваться авторский живописный язык Генриха Асафова, его мировоззренческая позиция.

Как художник-монументалист Асафов стал автором целого ряда стенных панно в Краснодарском крае, Якутии, Мурманской области, Хакасии. В поисках сюжетов для своих работ с альбомом для эскизов художник спускался с горняками в 800-метровую шахту рудника комбината «Апатит» на Кольском полуострове, посетил Саяно-Шушенскую ГЭС, прошел с рабочими машинами Колымский тракт, видел золотодобывающие прииски Магадана.

Генрих Асафов постоянно живет и работает в Вологде с 1976 года. Его произведения находятся в Вологодской областной картинной галерее, музеях-заповедниках и краеведческих музеях Вологодской области, в частных коллекциях России и за рубежом. Художник работает в технике масляной живописи в жанрах пейзажа, натюрморта, бытовой картины, портрета, сюжетно-тематической композиции, занимался монументальной живописью в технике мозаики и росписи. Мозаики Генриха Алексеевича стали неотъемлемой частью образа Вологды.

Генрих Асафов известен вологжанам не только как живописец-монументалист, но и как человек незаурядного мышления, философ, поэт. «Мне интересно присутствие воли, где энергия таланта находит выход из вокзальной суеты жизни и в своей волшебной дрезине катит в удивительную страну искусства», – эти слова художника как нельзя лучше иллюстрируют главный посыл его творчества.

Художник передал в дар Усть-Кубинской библиотеке и школьным музеям на своей малой родине около сотни картин. Генрих Алексеевич убежден, что не каждый должен быть художником, но каждый должен пронести через свою жизнь чувство признательности родной земле, ставить перед собой высокие цели и достигать их, не забывая при этом о тех, кто тебя воспитал: «Я бесконечно верю, что живет в поселке Устье парнишка вроде Геньки Асафова, и будет, затаив дыхание, смотреть мои картинки, а дома где-то на печке, около трубы, талантливый ветер позовет его в искусство. И это будет сильный и красивый путь!».

Теги: Генрих Асафов
Редакция cultinfo.ru

Новости по теме