Как сообщают вологодские издания «Вологда РФ» и «Красный Север», машинописная копия текста пьесы была обнаружена летом 2019 года в музее при разборе писательского архива. Изучением текста занялись литературовед Сергей Баранов, кандидат филологических наук и заведующий кафедрой литературы ВоГУ, и научный сотрудник Музея-квартиры Белова Эльвира Трикоз, которая и обнаружила пьесу. Результатом исследования стала статья «Сюжет «Грехопадение» в интерпретации В. И. Белова (новонайденная пьеса писателя «Не спи на закате»), недавно опубликованная в «Вестнике ВоГУ»

Пьеса «Не спи на закате» появилась на свет в 60-х годах прошлого столетия. Это был первый опыт писателя в драматургии, позже он написал еще пять сценических произведений. Тему автор выбрал очень неожиданную – библейский сюжет о грехопадении Адама и Евы. С сюжетом он обращается достаточно вольно, меняя его по своему усмотрению и выдвигая на передний план философские вопросы. По словам Сергея Баранова, текст создан на материале, не характерном для Василия Ивановича, да и сама проблематика раскрывает иного писателя Белова – не только и не столько автора деревенской прозы.

Почему же пьеса не была опубликована? Возможно, в эпоху атеизма в СССР у автора могло быть много сомнений и препятствий к публикации такого произведения. А когда в 90-е годы исчезли почти все существовавшие запреты и в печать ушли многие произведения, на которые ранее ставилось «табу», то публиковать пьесу отказался уже сам автор. По воспоминаниям близких людей, за это время «атеист превратился в глубоко верующего человека» и написанный когда-то с таким увлечением текст теперь он посчитал крамольным. Сам автор расправился с рукописью, сжигая листы прямо на своем рабочем столе: на массивной столешнице до сих пор видно выжженное пятно, которое стало частью истории квартиры. Вдова писателя, Ольга Сергеевна Белова, так вспоминала тот день в разговоре с сотрудниками музея: «Возвращалась домой, и соседи сообщили, что из открытой форточки в кабинете писателя валит дым. Поспешила в квартиру и, войдя в кабинет, увидела, что Василий Иванович сидит в кресле и сжигает исписанные листы. Пачка предаваемой огню бумаги была объемистой, а потому на поверхности стола остались значительные по размеру пятна». 

Надо отметить, что пьеса не была совсем неизвестной – о ее существовании знали многие. Например, о ней говорилось и в письмах друга Василия Ивановича – Василия Макаровича Шукшина: «Был у меня вчера О. Табаков. Говорили о тебе, о твоей пьесе, сгоряча оба засобирались к тебе узнать, что с пьесой, и помочь, если это возможно...». Но до недавней публикации в «Вестнике ВоГУ» даже отрывки из нее не встречались ни в одном издании. 

Вопрос о публикации текста, который сам автор не хотел видеть опубликованным, сложен. Однако пьесу «Не спи на закате» предполагается включить в план сборника произведений Василия Белова, который выйдет к юбилею писателя в 2022 году. По мнению исследователей, текст стоит опубликовать: это первый опыт Белова-драматурга в тот период, когда автор считал себя «воинственным атеистом», и по сути, единственное его обращение к библейскому сюжету. Пьеса помогает понять этапы творческого саморазвития писателя. Организационные вопросы публикации решаются, музей держит связь с правообладателями текста.


Теги: Василий Белов, музей-квартира Василия Белова, Сергей Баранов, Эльвира Трикоз
По материалам публикаций в газетах «Красный Север» и «Вологда РФ»

Новости по теме