Премьера постановки состоялась в ноябре 2018 года на малой сцене театра. В спектакле Акакий Акакиевич Башмачкин (Василий Лимонов) из типажа, нарисованного Гоголем, превращается в живого человека. Причем человека довольно молодого и по-своему обаятельного, которому сочувствуешь и сопереживаешь. Вместо глуповатого и недалекого титулярного советника предстает образ по-детски наивного, чудаковатого мечтателя. Становятся реальными и «населяют» спектакль образы других персонажей. Некоторые из них целиком выдуманы авторами постановки. К примеру, вместо мельком упоминающейся в повести квартирной хозяйки, 70-летней старухи, появляется очень симпатичная и питающая нежные чувства к своему квартиранту хозяйка Анисья, а безымянная жена-немка портного Петровича превращается в колоритную сваху.

По ходу действия обращают на себя внимание множество интересных задумок и находок режиссера, художника, артистов: летающие в темноте буквы, к которым каллиграф Башмачкин относится как к живым, изобретательная сценография. Таинственные па неких существ в серых одеждах, а также эксцентричные танцевальные пассажи сослуживцев героя и женской половины чиновничьей вечеринки создают очень необычный эмоциональный фон спектакля. Сама шинель – сначала старая, заплатанная, серая, а затем (настоящий шедевр портновского искусства) – новая, летящая, сверкающая – становится в спектакле многозначным символом. В прямом смысле – одёжки, по которой встречают, в переносном – мечты и цели, наполняющей жизнь смыслом. Надев обновку, Акакий Акакиевич становится как будто выше ростом. В его мыслях, озвученных вслух, появляется смелость, даже – дерзость, когда он подумывает о головокружительной карьере, которая может открыться ему.

Знакомый со школьных лет сюжет в интерпретации ТЮЗовцев становится яркой, интересной, современной историей. Заставляющей и посмеяться, и взгрустнуть, и задуматься. А еще – перечитать повесть Гоголя и сравнить впечатление от спектакля с прочитанным.

Режиссер спектакля и автор инсценировки Александр Чупин рассказывает, что побудило его обратиться к гоголевской «Шинели»: «Тема, поднятая в этой истории, очень современна – департаменты и чиновники, эта пресловутая служебная лестница. Но, конечно, главной для меня здесь является проблема художника – белой вороны в нашем обществе и нашей системе. Как он выживает? И может ли он выжить? И мне важно было сделать Акакия Акакиевича молодым, почти ребенком, наивным, с открытой душой, поэтом, художником, занимающимся искусством каллиграфии. И форма, в которой мы говорим об этом, тоже мне близка – гротеск, фантасмагория, трагикомедия. Именно в такой форме можно и нужно говорить о таких сложных и таких понятных вроде бы вещах».

Видеозапись спектакля «Шинель» доступна с 11.00 26 мая и 27 мая в течение дня.


Теги: ТЮЗ, спектакль, онлайн-культура
Редакция cultinfo.ru

Новости по теме