Государственный архив Вологодской области представляет проект «Между Волгой и Балтикой», который познакомит с историей создания и функционирования одного из величайших гидротехнических сооружений мира – Мариинской водной системы.

Идея соединения бассейнов Каспийского и Балтийского морей принадлежала Петру I. Поскольку развивающийся Санкт-Петербург нуждался в строительных материалах и продовольствии, а они в достаточном количестве могли поставляться только из средней и южной частей страны, решено было построить водный путь между реками Волгой и Невой.

Уже в 1709 году был прорыт канал между Тверцой, впадающей в Волгу, и Цной, впадающей в озеро Ильмень. Из озера Ильмень по реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве суда приходили в Санкт-Петербург. Этот путь был назван Вышневолоцкой водной системой. Помимо этого, Петр I решил прорыть канал между реками Волховом и Невой по южному берегу Ладожского озера. Также по замыслу императора был проложен канал между реками Вытегрой и Ковжей. Существует легенда, что при посещении в 1711 году места будущего канала Петр I назвал его «Быть-Горой». Через 100 лет там был установлен памятник, со словами: «Петрову мысль Мария свершила».

После смерти Петра I работы по устройству канала прекратились и были возобновлены только при императоре Павле I. 20 января 1799 года Павел I издал указ о продолжении строительства Вытегорского канала, так как его супруга императрица Мария Федоровна ассигновала средства «к успешному проведению работ» (будучи главноначальствующей над воспитательными домами она выделила из казны воспитательного дома 400 тыс. руб.) и повелел представить на утверждение планы и сметы скорейшего окончания сооружения канала, «который отныне, во изъявление признательности Нашей таковому споспошествованию Ея Императорского Величества и на память потомству, соизволяем Мы именовать Марьинским».

Строящийся водный путь предполагал немалое количество гидротехнических сооружений. Для удешевления возведения 32 шлюзов Мариинского канала 18 февраля 1800 года был издан указ Павла I «строить суда менее широкие, как «белозерки», с палубами, на ходу легкие».

Работами по строительству Мариинской водной системы руководил инженер-генерал Ф. П. Деволант. Мариинский канал был прокопан в 1808 году, а его торжественное открытие состоялось двумя годами позже – 21 июля 1810 года. Система представляла собой сложный комплекс гидротехнических сооружений, созданных на основе последних достижений науки того времени. Так, например, на реке Вытегре был выстроен целый каскад одно-, двух- и трехкамерных шлюзов и один четырехкамерный. К моменту пуска на системе было возведено 30 шлюзов с плотинами и много других объектов. Строительство обошлось казне почти в три миллиона рублей.

Мариинская водная система брала начало от Рыбинска на Волге и шла по Шексне, Белому озеру, Ковже, Мариинскому каналу, Вытегре, Онежскому озеру, Свири и через Приладожские каналы входила в Неву, а её конечным пунктом стала привозная гавань морского канала Санкт-Петербурга.

Российское правительство уделяло пристальное внимание развитию Мариинской водной системы. Именным указом император Александр I 14 февраля 1809 года утверждает правила для судоходства по Мариинскому каналу и правила надзора. Правила регламентировали размеры и грузоподъемность судов, а также количество работников на них. В целях поощрения постройки палубных судов для прохождения по Мариинскому каналу, судостроителям устанавливались льготные условия: в течение трех лет с них не взимались пошлины и штрафы по лесному ведомству, в 2,5 раза увеличивалось количество смотрителей, намечались работы на реках Ковже и Вытегре.

В следующей части рассказа Государственного архива Вологодской области о Мариинской водной системе читатели узнают, какие «подводные камни» ожидали судоходов, сколько времени требовалось в XIX веке, чтобы доплыть от Рыбинска до Санкт-Петербурга, а также какую роль сыграла «Мариинка» в ходе Крымской войны 1853-1856 гг.

Теги: ГАВО
Государственный архив Вологодской области

Новости по теме