12+

Икону, написанную безруким и безногим художником, представил Кирилло-Белозерский музей-заповедник в день памяти святого Кирилла Белозерского

22 июня, когда отмечается день памяти основателя Кирилло-Белозерского монастыря, рассказ об иконе из фондов музея опубликован на официальных ресурсах музея-заповедника. Она написана в начале XX века безруким и безногим художником: образ святого автор писал… зубами. Икона является подписной – это выяснил сотрудник музея Иван Федышин, который при реставрации памятника в нижнем поле иконы обнаружил подпись «Журавлев».

«Стилистические особенности и техничная манера исполнения образа позволяет отождествить это произведение с другими сохранившимися иконами удивительного мастера – Григория Николаевича Журавлева (1858−1916), жизнь которого была непрерывным подвигом, – рассказывает научный сотрудник Кирилло-Белозерского музея-заповедника Елена Щурина. – Григорий родился в селе Утевка Бузулукского уезда Самарской губернии в семье крестьянина и имел с рождения атрофированные руки и ноги. Это не помешало ему учиться в земской школе и рисовать. Он писал, держа карандаш в зубах, также потом создавал и свои картины».

В воспитании и начальном образовании мальчика большую роль принимал дед, Петр Васильевич Трайкин, возивший его два года в земскую школу. В пятнадцать лет талантливый юноша учился художественному мастерству в Самаре, где брал уроки у местного художника Травкина. Через пять лет Григорий вернулся в свое село и начал писать иконы, некоторые из них были подарены самарским чиновникам, что позволило вскоре работать мастеру на заказ. Свои работы он часто подписывал так: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев, безрукий и безногий.

Известно, что в 1888 году самарскими дворянами по инициативе губернатора Журавлеву была заказана икона для поднесения императорской семье в память чудесного спасения при крушении поезда, случившегося в том же году 17 октября.

«Существуют предположение, что мастер был на приеме в Санкт-Петербурге, где встречался с будущим императором Николаем II и членами его семьи. Для цесаревича Григорий написал образ Николая Чудотворца. Александр III назначил художнику пенсию в 25 рублей золотом и велел местным властям оказывать ему помощь, в том числе изготовить транспортное средство для всесезонного передвижения, – замечает Елена Щурина. – На своей родине, в селе Утевка, в 1890-х годах Григорий расписал свод только что выстроенного храма Святой Троицы и создал для него иконы. По воспоминаниям свидетелей, из-за многочасовой напряженной работы челюсти иконописца невозможно было разжать, и ему делали компрессы, чтобы вынуть кисть. Журавлевым была написана необычная икона «Утевская мадонна»: ее прообразом стала простая крестьянка из родного села, держащая на руках младенца. Исследователи творчества Григория Журавлева не теряют надежды установить местонахождение этого удивительного образа».

Икона «Кирилл Белозерский» гениального мастера была дважды представлена на выставках. В настоящее время она хранится в фондах Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Кирилло-Белозерский музей-заповедник