12+

«Лишний человек» на каникулах не лишний: на cultinfo будет показан онлайн спектакль ТЮЗа «Обломов»

Вечная проблема личности, не находящей себе места в обществе – или не желающей его искать, – рассматривается в спектакле с неожиданной стороны. Спектакль Вологодского театра для детей и молодежи «Обломов» поставлен на малой сцене в 2017 году по пьесе драматурга Михаила Угарова «Смерть Ильи Ильича». Перерабатывая прозаический текст для сцены, драматург по-своему расставил акценты. В пьесе появился новый персонаж – доктор, который ставит главному герою диагноз, по сути дела, вынося приговор. А вот кому и за что этот приговор вынесен – над этим вопросом и предлагает задуматься зрителю Театр для детей и молодежи.

Как признается режиссер спектакля народный артист России Борис Гранатов, пьеса привлекла его своей театральностью, близостью к клоунаде, яркими характерами героев: «В пьесе интересно раскрывается проблема пассивного противостояния человека социуму. На моей памяти в 60-е годы музыканты, художники и поэты уходили работать кочегарами и сторожами – тоже от нежелания «соответствовать», вписываться в рамки, зависеть от социальных институтов. Сегодня эта проблема звучит по-новому».

Тема «лишнего человека» в русской литературе XIX века знакома каждому со школьной скамьи. Но противопоставление делового Штольца лежащему на диване Обломову до сих пор продолжает вызывать полемику о том, что же всё-таки «лучше» и «правильнее» – деятельное развитие или созерцательное погружение в себя. В спектакле Гранатова столкновение этих жизненных позиций показано с особенной остротой.

Зачем Обломову меняться? Ради чего? Слыша упреки в лени, этот смешной человек в разных чулках вдруг начинает с жаром рассуждать о смысле и цели житейской суеты – и он очень убедителен в своем презрении к работе ради работы. Словно в ответ ему каждый из героев спектакля становится воплощением деятельности. «Гешефтмахер» Штольц на глазах у зрителя решает деловые вопросы, давая указания посыльным. Доктор приобретает обширную практику и вертится как белка в колесе. Однако эта бесконечная гонка не может вдохновить Обломова. На какой-то момент, движимый любовью, он встает с дивана и меняет халат на фрак, но его обещание любимой «обойти Екатерининскую канаву с двух сторон» звучит комически.

Погрузившись в тихий уют в доме вдовы Пшеницыной, Обломов, кажется, достиг идеала – ведь это так похоже на его детские воспоминания. Но этот рай затягивает, как болото: убаюкивая и ублажая, в будущем он не сулит ничего, кроме однообразия и вялого покоя. Поэтому, наверное, весть о браке Ольги и Штольца так сильно поражает Обломова...

Слово «обломовщина» в спектакле не звучит – конфликт деятельности и бездеятельности выведен из социальной плоскости в плоскость психологии. Доктор, специалист по душевным болезням, утверждает, что человек не может влиться в общество, не «разделившись»: такая-то его часть нужна для работы, такая-то – для семьи, такая-то – для интересов политики и пр. Не в состоянии поделить себя на части, Обломов и гибнет. Но его смерть не разрешает всех тех вопросов, которые стояли перед героями спектакля и которые остались вопросами для зрителя.

Что делать? Стремиться всё к новым и новым достижениям, жертвуя не только покоем, но и здоровьем? Или залечь на воображаемый диван и, обложившись психологическими подушками, оправдывать свое бездействие отсутствием высокого смысла? Между этими двумя полюсами и качается маятник нашей жизни, а театр помогает нам услышать его стук.

Видеозапись спектакля «Обломов» будет доступна с 11.00 3 июня и 4 июня в течение дня.

Светлана Гришина