12+

Коллекция печных дверец архитектора Олега Никитина представлена на выставке в доме Дружинина

Деревянный дом на ул. Мальцева, 18, принадлежащий семье Якимовых и совсем недавно открытый после реставрации, уже успел стать «точкой культурного притяжения» для горожан. Здесь проходят экскурсии, на которых гостей знакомят не только с историей здания, но и с методами современной научной реставрации, главное в которой – по максимуму сохранить подлинный материал и передать дух памятника архитектуры. Накануне на первом этаже дома открылся цветочный магазин, а на третьем появилась небольшая выставка экспонатов, которые нечасто увидишь даже в музеях, – чугунные печные дверцы.

Коллекцию печных дверец архитектор и реставратор Олег Никитин начал собирать давно – в конце 1970-х годов и, по сути, случайно. «Я тогда работал с усадьбой Батюшковых в селе Даниловском Устюженского района, – рассказывает Олег Николаевич. – Нужно было обеспечить все печи в здании усадьбы старинными дверцами – их доставали из запасников, снимали с печек в музее, меняя на новые, чтобы старые использовать в Даниловском. Постепенно у меня появился интерес к этим предметам. Когда под слоем покраски и побелки видишь красивый рисунок, а приложив руки, понимаешь, что на самом деле он еще красивее, когда видишь, что рисунки на всех дверцах разные, это увлекает».

Коллекция стала пополняться: что-то удавалось найти в заброшенных домах, что-то из командировок привозили коллеги, что-то приобреталось у антикваров. «В 80-е в расселенный дом не так просто было попасть – они были закрыты, и на это требовалось разрешение, – рассказывает Олег Николаевич. – В период перестройки дома стали вскрывать, там селились бомжи, и пожарные специально ходили по заброшенным домам и выламывали печные дверцы – ведь без дверцы печь не затопишь, и пожара не будет. С этого момента собирать коллекцию стало труднее».

По словам Олега Никитина, в XVIII веке Россия была само крупной печной страной в мире, и на середину столетия приходится настоящий расцвет искусства печного литья. Конкуренция производителей печных приборов (именно так назывался комплект чугунной «амуниции» для печей, главными элементами которого были дверца топочной, куда закладывались дрова, и полудверка, или дверца вьюшечной, закрывающая отверстие в дымоходе) заставляла их придумывать всё новые и новые сюжеты, приглашать профессиональных художников и скульпторов. Кстати, сюжеты могли быть самыми разными: это и декоративные букеты в вазонах, и всадники в военной форме, и резвящиеся дети, и мифологические персонажи. В коллекции Олега Никитина есть и такие дверцы, на которых представлен процесс работы в чугунолитейной мастерской, а есть дверцы ХХ века с изображением… пионеров.

На выставке в доме Дружинина представлены 35 дверец, а крупные коллекции, как говорит Олег Никитин, содержат порядка 350 экземпляров. Но и в небольшом собрании много ценных с исторической точки зрения предметов. До того как предстать перед публикой, все дверцы были почищены от следов известки и ржавчины – вручную, с помощью железной щетки, а затем покрашены с использованием типографской краски и выглядят почти как новые. На стендах размещена информация об истории изготовления этих предметов, об устройстве печей и чугунном литье, а также сведения об одном интересном экземпляре – дверце с изображением «играющих путти», приобретенной в антикварном магазине в Великом Устюге и, как выяснилось, сделанной на одном из заводов устюжского купца Ивана Курочкина. Успешный промышленник, он владел четырьмя железоделательными заводами, и в XVIII веке кровля Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге была покрыта его железом.

Экспозиция старинных печных дверец отлично вписалась в интерьер дома Дружинина: команде реставраторов под руководством Владимира Новосёлова удалось восстановить не только внешний облик и интерьер, но и атмосферу дома. Она чувствуется уже на подходе к зданию. Как отметил известный вологодский экскурсовод Александр Сазонов, при реставрации важно вписать дом в контекст улицы, при этом важны все детали, вызывающие исторические ассоциации, – например, деревянные мостки, или перила, которые шли раньше вдоль вологодских бульваров. А выставка печных дверец «созвучна» интерьеру первого и второго этажей, на которых реставраторы воссоздали старинную печь.

Побывать на экскурсии в доме Дружинина и узнать о реставрационной деятельности семьи Якимовых можно с помощью вологодских экскурсоводов – следите за информацией в группах Бюро экскурсий «Вокруг да около» и Авторские экскурсии по Вологде.

Светлана Гришина