12+

Усадьбы Судского края: самоизоляция дала возможность владельцам усадьбы Хвалевское в Бабаевском районе заняться историей местных имений

Семья Войцеховских-Качаловых, восстановившая усадьбу Хвалевское в Бабаевском районе, во время карантина и самоизоляции (большую часть которой они также провели в Хвалевском) вплотную занялась изучением и популяризацией других местных помещичьих имений. В группе «Усадьба Хвалевское» в течение двух месяцев (с конца апреля по конец июня) они опубликовали несколько постов, посвященных усадьбам Судского Стана – окрестностей реки Суды, протекающей в нынешнем Бабаевском районе Вологодской области.

«Приехав в Хвалевское на карантин в марте этого года, мы застали высокую воду на Суде в апреле и лаву (пешеходный наплавной мост) ещё не разведённой. Поэтому мы решили впервые за 10 лет спуститься вниз по Суде. Дойдя до Карасово, мы тут же догадались, что тут была усадьба. Высокий плавный не заросший склон, большие деревья, расположение построек, ландшафт. Мы отметили место на карте и, уже вернувшись домой, убедились, что здесь была усадьба Карасово. После этого мы приехали сюда на нашем верном УАЗике. Дорога от трассы хоть и асфальтированная, но как после ковровой бомбежки. Погуляли вокруг, пообщались с жителями села. Кто-то ещё помнил, как выглядел усадебный дом до переделки», – пишут Войцеховские в группе Усадьбы Хвалевское.

До революции 1917 года в окрестностях реки Суды было несколько десятков усадеб. Большинство из них были деревянными и не сохранились до наших дней, но следы былой усадебной культуры еще остались. «Распознать место, где располагалась усадьба, помогают не только старые документы, но и сама местность. Усадьбы ведь всегда строили в самых красивых местах – на холме, у реки или у ручья и т.п. Окружены они были садом и парком, и до сих пор эти старые уцелевшие деревья-великаны часто подсказывают нам путь к бывшей усадьбе. А иногда, спускаясь на лодке по Суде, четко видишь по местности, что тут была усадьба», – рассказывают Войцеховские. Часто название бывшей усадьбы потом переходило в название всего населенного пункта – Чубрино, Санинская, Тарханово, Карасово, Хвалевская, Ширяевская и т.д.

В своих изыскательских работах Войцеховские опирались на воспоминания Николая Александровича Качалова – тайного советника, близкого соратника царя Александра III, строителя усадьбы Хвалевское (1854-56), которую через полтора века выкупили и восстановили его праправнучка Вера с мужем. Воспоминания Н. А. Качалова, обнаруженные в архивах Академии наук, семья Войцеховских издала в виде книги «Записки тайного советника», выдержавшей уже три переиздания. В своих воспоминаниях Качалов пишет, что «местность на Суде была вся заселена помещиками» и упоминает более 25 усадеб и семей.

При изучении усадеб Судского края также использовались воспоминания учеников Хвалевской школы (в советское время в усадьбе Хвалевское располагалась школа) и данные архивов. Чтобы восполнить пробелы, исследователи также обращались к местным жителям, историкам и краеведам с просьбой писать в комментариях любую информацию, способную дополнить складывающуюся картину, а также присылать фотографии. «Иногда возможны какие-то неточности, ведь собираем все по крупицам, – говорится в группе Хвалевского. – Поэтому всегда будем признательны за ваши дополнения в комментариях. Присылайте нам, пожалуйста, любую информацию и старые фотографии, если они у вас есть. Возможно, со временем мы издадим сборник».

 Публикации об усадьбах Судского края начались с материала про усадьбу Чубрино, расположенной в 40 километрах от села Борисово-Судское и усадьбы Хвалевское.

Публикация вызвала много положительных откликов от местных жителей и краеведов, в комментариях завязалась переписка и обмен фотографиями.

Свои изыскания Войцеховские подкрепляют историческими фактами, рассказывают курьезные случаи, связанные с бывшими владельцами некоторых усадеб.

Всего в серии публикаций об усадьбах Судского края в группе Хвалевского – 8 объемных постов, в которых рассказывается об 11 усадьбах в окрестностях реки Суды.

Усадьба Чубрино (29 апреля): https://vk.com/hvalevskoe?w=wall-58711582_1326

Усадьбы Каменник и Ильинское (2 мая): https://vk.com/hvalevskoe?w=wall-58711582_1359

Семейный анекдот о событии, произошедшем между владельцами усадьбы Каменник Владимирскими и хозяевами Хвалевского Качаловыми: «Владимирские и Качаловы дружили и ездили друг другу в гости. В семье Качаловых сохранился такой семейный анекдот. Качаловы часто ставили в усадьбе театральные постановки, в которых участвовали и местные крестьяне. Зрители приезжали даже из Устюжны и Белозерска. Так вот, однажды для постановки, кажется, Шекспира, срочно понадобились парики. И послали молодого мальчишку, Никса, верхом в Каменник за париками. Он прискакал туда, все ему обрадовались, весело пообщались, и он прискакал назад. Когда он вернулся в Хвалевское, его спросили: «А где парики?». А про парики он и забыл. Пришлось скакать снова. Никс – это впоследствии известный академик Николай Качалов, именем которого названа улица в Петербурге»

Усадьбы Малюково и Пелуши (6 мая): https://vk.com/hvalevskoe?w=wall-58711582_1378

В усадьбе Малюково родился Николай Александрович Качалов (1818-1891), строитель усадьбы Хвалевское. В своих воспоминаниях он описывает разные эпизоды из детства, связанные с этой усадьбой. Вот один из них. В детстве перед сном в обязанности Николая входило чтение вслух для бабушки Пелагеи жития святых отцов: «Встречались описания очень длинные, читать которые ребёнку делалось скучно, и я перевертывал несколько страниц. Бабушка слышала о житии святого одного имени и вдруг слышит совсем другое имя, и она спрашивала: “Постой, куда девался первый святой?” И так как дело шло большею частью о мучениках, то я обыкновенно отвечал, что этого святого замучили, и старушка успокаивалась».

В Пелушах сохранились стены храма, об освящении которого в своих воспоминаниях писал Н. А. Качалов. По его словам, на этом событии присутствовало больше 2 тысяч человек. «Не верится, когда едешь по пустым деревням, вокруг ни души и за час может быть одна встречная или попутная машина», – пишут авторы поста. А тогда для праздника по освящению храма оповестили всю округу, пригласили соседей. «Все желающие имели право приходить. Только священников собралось около 40 человек, ещё столько же служителей в храмах. Приехала масса соседей с кучерами, лакеями и горничными. Простого народа собиралось около 2 тысяч человек! Поместить для обеда такую массу народа в тёплых помещениях было невозможно, и поэтому были устроены столы на улице. По обе стороны столов были зажжены сплошные костры дров, огонь в которых постоянно поддерживался, и публика отобедала совершенно удобно». Для этого обеда пришлось привезти всю прислугу, провизию, посуду, утварь в Пелуши из Малюково. Старосте было приказано наварить пива на всех гостей, и он решил, что барин сошёл с ума. Из Малюково пришёл «обоз из 70 (!) подвод, который привёз все необходимое и в совершенно достаточном количестве. Праздник удался вполне, все были довольны». Для проезда такого большого обоза дорогу между Бором и Чубрино расширили и спрямили. И все так упаковали, что несмотря на большое количество гостей, «не разбилась ни одна рюмка». Вот так 175 лет назад на Руси праздновали открытие новых храмов.

Усадьбы Ширяевская и Карасово (12 мая): https://vk.com/hvalevskoe?w=wall-58711582_1432

«Из всех усадеб, что мы посетили, у этой усадьбы (Ширяевской) ещё сохранилась ее аура. Ее реальнее всего спасти. Прямо к усадьбе ведёт асфальтовая дорожка. Село небольшое, но живое и красивое. И храм рядом. Очень хочется надеяться, что она не сгинет с остальными и кто-нибудь займется ее восстановлением», – пишут в группе Хвалевского Войцеховские.

Усадьбы Санинская и Сумароково (28 мая): https://vk.com/hvalevskoe?w=wall-58711582_1620

«Рассказывая о Санинской нельзя не упомянуть о знаменитой «Дороге жизни». Мы все знаем о блокаде Ленинграда, о том, что по льду Ладоги доставляли хлеб в голодающий город. А как грузы попадали на Ладогу? Ведь в Тихвине были уже немцы, и оставался узкий перешеек на северо-востоке Ладоги. Так вот, именно наша дорога Бабаево – Борисово-Судское, это и есть одна из веток «Дороги жизни» в Ленинград. Благодаря этой̆ «Дороге жизни» в осажденный̆ город доставляли продукты и грузы, вывозили раненых, женщин, стариков и детей̆. Для этой цели расширили в том числе станцию Бабаево. Это была единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро, связывавшая блокадный̆ Ленинград со страной̆. Официально она называлась Военно-автомобильная дорога № 101 (ВАД-101). Дорога шла через Борисово, дальше через мост на север на Шимозеро и на Ошту (юг Онежского озера) к блокадному городу. Дорога была засекречена. По ней непрерывным потоком двигались войска. Несколько лет назад именно в Санинской, где сохранился участок старой каменной дороги, был установлен памятный знак. Теперь становятся понятнее воспоминания, которые мы недавно опубликовали, о бесконечным потоке машин через Борисово. Теперь яснее, зачем немцы забрасывали диверсантов в наш глухой «медвежий угол». Владимир Качалов, сын строителя усадьбы Хвалевское, умер в Ленинграде во время блокады. И он не знал, что тот кусочек хлеба, который он получал со всеми ленинградцами, возможно, проехал через мост мимо усадьбы, где прошло его детство и юность».

Усадьба Тарханово-Екатерининское (5 июня): https://vk.com/hvalevskoe?w=wall-58711582_1648 «Сейчас усадьба Тарханово находится в частных руках и стоит заброшенной. Несколько лет назад она выставлялась на продажу, но видимо смельчаков или романтиков, готовых взяться за восстановление такого большого старого здания, не нашлось. Насколько мы можем судить, его ещё можно спасти, но ждать больше нельзя», – пишут Войцеховские.

Для тех, кто может спасти хоть какую-то из этих усадеб, владельцы Хвалевского публикуют наглядный пост – фотографии, как выглядела их усадьба, когда они впервые увидели ее в 2007 году, в сравнении с современными видами усадьбы, сделанными с тех же ракурсов: https://vk.com/hvalevskoe?w=wall-58711582_1678.

Предпоследней публикацией в цикле «Усадьбы Судского края» стал пост, посвященный самой усадьбе Хвалевское, которую по праву можно назвать жемчужиной среди судских усадеб (18 июня): https://vk.com/hvalevskoe?w=wall-58711582_1708

«Тринадцать лет назад мы впервые увидели Хвалевское. Одиннадцать лет назад началось восстановление усадьбы. Мы и представить не могли тогда, как сильно мы полюбим эти места, как не будем представлять себя без этого удивительного дома в нашей жизни. И сейчас, прожив здесь на карантине практически безвылазно уже 3 месяца, мы срослись с домом ещё сильнее. Он стал для нас родным», – пишет Юрий Войцеховский в комментарии к этому посту.

А последняя запись в цикле посвящена размышлениям о роли и значении русской усадьбы в российской и мировой истории и культуре (25 июня): https://vk.com/hvalevskoe?w=wall-58711582_1731

«Русская усадьба – это был уникальный культурный пласт нашей истории, нашего культурного кода. Здесь, на стыке природы, архитектуры, встреч и общения одаренных людей происходили чудеса, создавались художественные, музыкальные и литературные произведения, которые не только стали золотым фондом нашей культуры, но и вошли в мировой фонд лучших достижений нашей цивилизации. Всем известно, что большинство великих русских композиторов (включая Чайковского, Римского-Корсакова и др.), писателей и поэтов (Толстой, Чехов, Пушкин, Лермонтов), художников (пример Абрамцево) творили в усадьбах. Здесь они получали вдохновение и Божью искру. На усадьбах давались концерты, ставились постановки, в которых участвовало местное население. И эта культура, эта духовная энергия распространялась дальше, даря людям радость и надежду. Усадьба создавала жизнь вокруг себя. Исчезла Русская усадьба как явление. И что произошло у нас в обществе, что мы практически перестали производить шедевры мирового уровня? Конечно, найдутся люди, которые будут это отрицать. Мы не хотим ни с кем спорить. Просто посмотрите на репертуары ведущих мировых сцен и постарайтесь ответить на этот вопрос для себя. Если взять тонкую красивую вазу и разбить ее об пол, это совсем не означает, что тот, кто разбивает, прав и что мастер, который ее сделал, проиграл. Скорее, это говорит, что в этот момент зло одержало верх над добром. Но мы ещё из детских сказок знаем, что добро и правда всегда побеждают в итоге».

Елена Легчанова, фото группы vk.com/hvalevskoe